О даосизме


Сегодня уже многие знают о даосизме, также как и о Лао-цзы и о его  книге  Даодэцзин. Уже написаны тысячи исследований и книг, но споры о религиозном, философском аспектах даосизма, его практике, этапам развития  не утихают и по сей день. 

В процессе многолетних изысканий, начатых еще в конце прошлого века, мы пришли ко многим неожиданным выводам. Для примера можно сказать, что даосизм как философское учение - это целиком и полностью выдумка современного западного мышления; что даосское учение прежде всего было направлено на высшие слои общества древней китайской империи, что даосизм был гораздо более консервативен чем учение Конфуция и многое, многое другое. 

Ни одно значимое явление не может появится само собой, и не может не иметь основателей. Считается, что основателями даосизма являются Хуан-ди и Лао-цзы, хотя время их жизни и разделяют около 2500 лет. Отсюда и древнее название даосизма - "Учение Хуанди и Лаоцзы" (Хуан Лао Сюэ). Об этом учении впервые упоминается в «Исторических записках» Сыма Цяня.

Анализируя древний текст можно придти к следующим выводам:

  • Учение Хуан Лао Сюэ изучали правящие классы и элита общества.
  • Оно активно использовалось в управлении.
  • Правление с применением Учения было успешно, создавалось сильное государство и армию.
  • Народ при этом успокаивался, потому что народу нравилось такое управление.
  • Даосизм стал основой для более позднего учения легизма, основной идеей которого является жесткое управление.

Естественно, все эти предварительные выводы должны будут многократно переоцениваться в ходе дальнейшего исследования.

А пока вернемся к «Историческим запискам»: ((по моему мнению, назвать сей фундаментальный труд «записками» не совсем удачное изобретение. Книга изначально называлась как «Книга Великого историографа» или даже «Книга Великих историографов», учитывая миссию Сыма Цяня по выполнению завещания отца и его роль в составлении данного труда))

Так как название «Хуан Лао» называет нам имя первого основателя даосизма — императора Хуан-ди, то рассмотрим все важные упоминания о нем в данном тексте:

В первом цзюане (главе) «Исторических записок», который посвящен 5 императорам (五帝), рассказывается о том, что Хуан-ди с детства был очень одаренным. В то время правящий дом потомков легендарного императора Шэньнуна ослабел и они не могли справиться с распрями князей-чжухоу, которые терзали народ. И вот тогда:

於是軒轅乃習用幹戈以征不享諸侯鹹來賓從

Он (Хуан-ди) стал тренироваться в использовании оружия и с помощью этого военными походами карал непризнающих его (букв. не приносящих ему даров) и тогда все князья чжухоу явились и покорились (его) войскам.

После этого говорится что остался главный мятежник — Чи Ю, император Янь-ди стал притеснять князей-чжухоу и потому они все перешли на сторону Хуан-ди. Тогда:

軒轅乃修德振兵治五氣蓺五種撫萬民度四方教熊羆貔貅貙虎

Хуан-ди стал совершенствовать Дэ и усиливать войска, упорядочил 5 ци, рассадил 5 злаков, успокоил весь народ, привел в порядок 4 стороны земли (повсюду навел порядок) и обучил бурых и черных медведей, барсов, ягуаров, леопардов и тигров

(таким образом, согласно историческим записям, влияние Хуан-ди распространялось и на животных, что звучит очень удивительно для современного человека…)

После чего он 3 раза сражался с Яньди и разгромил его, а потом захватил поднявшего против него бунт Чи Ю и убил его. И тогда все князья-чжухоу стали почитать его как Сына Неба, и он сменил род Шэньнуна, став императором — Хуан-ди. И далее:

天下有不順者黃帝從而征之平者去之披山通道未嘗寧居

Если кто-то в Поднебесной не повиновался, то тогда Хуан-ди покорял его военным походом. Мирных он не карал (букв. отдалялся от них) (вариант толкования — после наступления мира уходил оттуда). Он пробивал проходы в горах и прокладывал дороги, никогда не живя спокойной, тихой жизнью.

Перемещаясь по всем сторонам света, он был необычайно деятелен, на севере изгнал племя Сюньюй… и, вот еще важное замечание:

遷徙往來無常處以師兵為營衛官名皆以雲命為雲師

Переезжая то туда то сюда и не имея постоянного места (пребывания), он использовал в качестве охраны лагеря лучшие войска (вар. войска наставников), Он назвал всех чиновников при помощи иероглифа «облако», как «облачных наставников (облачных учителей)».

И далее:

順天地之紀幽明之占死生之說存亡之難時播百穀草木淳化鳥獸蟲蛾旁羅日月星辰水波土石金玉勞勤心力耳目節用水火材物有土德之瑞故號黃帝

Он следовал законам Неба и Земли, предсказаниям по сокрытому и явному , учению о смерти и жизни, трудным вопросам существования и погибели, в соответствии со временем сажал все злаки, травы и деревья, приручал и разводил (буквально можно перевести и так: «делал добрыми и воспитывал») птиц, зверей, насекомых и бабочек, создал полную систему астрономии (букв. Солнца, Луны, звезд и созвездий), с помощью воды намывал почву (вариант: глину), камни, металлы и драгоценные камни, со всем старанием использовал в труде своё сердце, силы, глаза и уши, бережливо использовал воду, огонь, лес и ресурсы. Так как (ему) было благое явление покровительства стихии Почвы (букв. Дэ стихии Почвы), то и получил прозвище Хуан-ди (т.к. желтый цвет — 黃 Хуан относится к стихии Почвы).

Далее идет повествование о 25 детях Хуан-ди, его жене и внуках. Характерны прозвища, данные первому сыну Хуан-ди, которого назвали Цветущий Ян 青阳, и его внуку (сыну второго сына), которого назвали Возвышенный Ян 高阳. Причем, про его внука, который и взошел впоследствии на место императора, говорится что «он обладал 圣德 — совершенной Дэ (букв. в нем «содержалась Дэ мудреца»), обладание которой приписывалось самому легендарному императору Фуси (которой мы коснемся ниже в ходе анализа термина Дэ и его роли в даосизме и китайской культуре).

Заканчивается повествование о Хуан-ди словами о том, что:

黃帝崩葬橋山其孫昌意之子高陽立是為帝顓頊也

Он 崩 (значения иероглифа — скончался, обрушился) и был похоронен на горе Цяошань и его пост принял его внук, император Чжуаньсюй:

Однако эту фразу о «кончине и захоронении» можно понять и по-другому. Так в самих «Исторических записках» в разделе «Книга о благодарениях (приношениях) Небу (Фэн) и Земле ( Шань)» 《史記•封禪書》говорится следующее:

三百八十年黃帝仙登於天

(Через) 380 лет Хуан-ди вознесся бессмертным-сянем на Небо

此五山黃帝之所常遊與神會

Хуан-ди часто ездил в 5 знаменитых гор встречаться с божествами (Шэнь-небесными духами).

黃帝且戰且學仙患百姓非其道者乃斷斬非鬼神者百餘歲然後得與神通

Хуан-ди и воевал и учился у бессмертных-сяней (учился бессмертию). Опасаясь, что народ отвергнет его путь-Дао, он казнил и обезглавливал всех тех, кто не признавал земных духов (Гуй) и небесных божеств (Шэнь). И более чем через 100 лет он обрел способность связи с божествами (Шэнь).

黃帝采首山銅鑄鼎於荊山下鼎既成有龍垂胡須下迎黃帝黃帝上騎群臣後宮從上者七十餘人龍乃上去餘小臣不得上乃悉持龍須龍須拔墮墮黃帝之弓百姓仰望黃帝既上天乃抱其弓與胡須號

Хуан-ди собрал медь с горы Шоушань и отлил треножник под горой Цзиншань. Когда треножник был завершен, появился дракон, свесивший усы, чтобы подобрать Хуан-ди. Хуан-ди взобрался и сел на него верхом, после чего влезли и (его) чиновники и женщины из заднего дворца, всего более 70 человек. Тогда дракон стал подниматься. Оставшиеся мелкие чиновники не смогли залезть и схватились за драконьи усы. Драконьи усы оторвались и мелкие чиновники свалились, а (вместе с ними) выпал и лук Хуан-ди. Народ, видя как Хуан-ди поднимается в Небо, поднял его лук и усы дракона и начал громко рыдать.

Таким образом, исследуя текст "Исторических записок" на предмет личности Хуан-ди можно понять, что первый император и основатель Учения  бессмертных был необычайно деятелен, всячески усиливал войска, сек головы непокорным, изгонял варварские племена, учился у бессмертных «совершенствовать Дэ», сделал массу полезного для своей страны, детей и внуков называл даосскими именами, а своих чиновников — «облачными наставниками» (как тут не вспомнить параллель с «небесными наставниками» Чжан Даолина), и что в конце он вознесся на Небо, оставив пустую могилу.

Перед нами образ не тихого отшельника, а императора-реформатора, преобразователя буквально всех сфер жизни государства. И именно он, император, и является основателем даосизма.

Таким образм, перед нами открывается лицо совсем иного даосизма, а не «учения о смутном и туманном полусумасшедших старцев». Но для того чтобы оно выявилось совершенно отчетливо, Вам нужно будет еще многое, многое изучить и понять…

Ваш город (выбрать...)

Запись на занятия:
(495) 641-55-38
Приглашаем посетить
Get Adobe Flash player
Это интересно
Get Adobe Flash player
Отзывы

В результате занятий Открытым Дао стал лучше чувствовать ци, повысилась чувствительность. В целом в результате занятий стал чувствовать внутреннее спокойствие. Стал быстро засыпать по вечерам и легче просыпаться.

Алексей П., 36.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте
Мы в Facebook