Текст
Гуань Инь-цзы сказал: «Иероглиф «гуй» (демон) и иероглиф «юнь» (говорить) составляют иероглиф «хунь» (разумная душа). Иероглиф «гуй» (демон) и иероглиф «бо» (белый) составляют иероглиф «по» (животная душа). На письме это так. Демон — это то, во что превращается человек после смерти. Говорить — это производить ветер. Ветер — это дерево. Белый — это пневма. Пневма — это металл. Ветер веет, и поэтому он легок и чист, легкое и чистое поднимается к небу. Металл является твердым, и поэтому он тяжел и грязен. Тяжелое и грязное уходит в землю. Легкая и чистая животная душа исходит из разумной души и поднимается вверх. Тяжелая и грязная разумная душа исходит из животной души и опускается вниз. Поднявшееся при помощи гуманности поддерживается планетой дерева. Поднявшееся при помощи справедливости-долга поддерживается планетой металла. Поднявшееся при помощи следования ритуалу поддерживается планетой огня. Поднявшееся при помощи мудрости поддерживается планетой воды. Поднявшееся при помощи искренности-доверия поддерживается планетой земли. Опустившееся из-за отсутствия гуманности обкрадывается деревом. Опустившееся из-за отсутствия справедливости-долга обкрадывается водой. Опустившееся из-за отсутствия искренности-доверия обкрадывается землей.
И разумные души, животные души делят это пополам и поэтому в человеке то, что поднимается, то есть разумная душа, — это достойное, а то, что опускается, то есть животная душа, — это презренное; одухотворенные разумные души — это мудрость, а злобные животные души — это глу- пость, легкие разумные души — это свет, тяжелые животные души — это мрак, воспаряющие разумные души — это перья, оглупленные животные души — это шерсть, светлые разумные души — это дух, темные животные души — это демон. Их оформленность, их местопребывание, их сознание, их добро — все это результат соединения пяти стихий. Допустим, что число пяти стихий не упорядочено и не объединено. Тогда все множество сущего, заполняющего пространство между Небом и Землей, также еще не завершилось бы. Таким образом, пять дел возвращаются к пяти стихиям, таким образом, пять стихий создают пять видов живых существ. Разве выразить это словами! Вот, например, гадание по трещинам на черепашьем панцире или пересчет палочек тысячелистника. Если достигнута искренность и они объединяются, то пять стихий откликаются им. А если искренность не достигнута, то гадаешь ли по панцирю, по числу ли палочек тысячелистника, никогда отклика не будет. Совершенномудрый человек использует вещи, чтобы странствовать в мире. Тогда пять стихий не могут не предстать перед ними».
Гуань Инь-цзы сказал: «Пять располагаются в порядке, обладая разумными душами. Для разумных душ они — сознание, для глаз они — сперматическая эссенция, для цветоформы они — дух, а созерцающие все это и являются разумными душами для органов такого рода, как уши, глаза, рот, нос и сердце. Для порожденного этим любовь является сперматической эссенцией. Она является корнем отцовства для порожденного другим. Созерцание является духом. Оно является корнем материнства для порожденного другим. Любовь и созерцание хотя и различаются, они тем не менее вместепорождают сознание. Другое порождает корень порождения. Для порожденного другим первое является отцом, поэтому получает пневму от отца. Пневма является водой. Второе является матерью, поэтому получает кровь от матери. Кровь является огнем. Есть отец и есть мать, таково непрестанное порождение другого. Допустим, что в любви нет сознания. Это похоже на сплав металла. Допустим, что в созерцании нет сознания. Это похоже на освещение светильником. Если бы мое сознание не дало ростка, как мог бы я родиться?»
Перевод
Торчинов Е.А.