Содержание
Небесная судьба называется природой. Неуклонное следование природе называется Дао. Совершенствование в Дао называется учением. Дао! Его нельзя покинуть и на миг, а что покинуть можно — то не Дао. Вот почему муж благородный так опасается за то, чего он сам еще не видел, так беспокоится за то, чего он сам еще не слышал. Не видно ничего в сокрыто-тайном, не слышно ничего в тончайше-сокровенном. Вот почему муж благородный серьезен так в самостоянии[1]. Когда веселье, гнев, печаль и радость еще не разошлись, зовется это серединой. Когда расходятся они по ритму пульса середины, гармонией зовется это. Великий корень Поднебесной — середина. Гармония — всепроникающее Дао Поднебесной. Вот пробудилась середина, она дала гармонии начало, установились Небо и Земля, и вещи стали нарождаться.
Примечания
- «Чжун юн» передает конфуцианскую картину космогенеза. Благородный муж выступает в ипостаси первоединого. Он развоплощен в сокрыто-тайном первоедином, в котором кроется космогоническая триада Неба, Земли и Человека. Благородный муж изготовился к тому, чтобы дать возможность без помех осуществиться первородному импульсу бытия, поэтому проявляет предельную чуткость и осторожность. На это указывает его самостоянье — предкосмическая онтологическая одинокость. «Дао дэ цзин» тоже называет свое первозданное Дао «тайным», «сокровенно-тайным» и «одиноким»: «Дао есть нечто туманное, неразличимое!» «…Хаос… прежде Неба и Земли живущее. Беззвучное! Пустое! Одиноко стоит, не изменяется, в себе вращается без устали» («Дао дэ цзин», § 1; см. также § 15, 21, 25). Такое, дышащее вселенской пустотой первоединое, как в случае и с конфуцианским благородным мужем, страшит и даосского совершенномудрого человека, равно как и самого Лао-цзы: «То, чего боится человек, нельзя не бояться. О, ширь пустотная, без края и без центра!» («Дао дэ цзин», § 20). В конфуцианской и даосской космогониях имеются принципиальные различия, относящиеся к методу гармонизации Поднебесной. Конфуцианская космогония, в противоположность спонтанному органическому росту даосского Дао, разворачивается как процесс разрастания единой середины в совокупное множество эмоциональных элементов, проявляющих гармонию и Дао.