Вопрос
Император Пань Гэн[1] спросил у [некоего] достопочтенного Старца: «Я слышал, что вы достигли своей телесной крепости благодаря соединению с [силой] инь[2] и вбирания в себя небесной энергии[3] и таким образом обрели продление жизни и долголетие. Я тоже хотел бы узнать, как практиковать этот путь?»
Ответ
Старец ответил: «Вам следует дорожить тем, что вместе со всем телом рождается, но раньше всего дряхлеет. Если поступать так, то слабость вновь обернётся силой, краткая жизнь станет долгой, а бедняк сможет получить достаточно зерна для пропитания[4]. В этих делах есть то, что опустошает, и то, что пополняет[5]. В упорядочивании этого есть такие этапы: во-первых, опустив руки, выпрямлять позвоночный столб и массировать ягодицы; во-вторых, расслаблять [мышцы] бёдер, двигать [пневму] в область силы инь[6] и сжимать анус; в-третьих — смежать веки, ничего не видеть и не слышать, направлять пневму [в голову] и питать ею [мозг]; в-четвёртых, собирать во рту все пять вкусов, пить из источника процветания[7]; в-пятых, всю семя-энергию направлять вверх, чтобы по всему телу сосредоточивалась великая светлая [пневма ян], дойти до пяти раз и остановиться. Тогда дух станет спокойным и радостным». Таков путь Старца, [наставляющего] в соединении с [силой] инь и поглощении духа и пневмы.
Перевод
Торчинов Е.А.
Примечания
- Пань Гэн — царь(ван) древнейшего китайского государства Шан-Инь. Правил, согласно традиционной датировке, в 1401—1373 гг. до н.э. Прославился тем, что возродил(чжун син) свою династию, перенеся столицу с востока (современный г. Цюйфу провинции Шаньдун, родина Конфуция) на запад в город Шан(близ современного г. Аньян провинции Хэнань).
- Здесь заложен двоякий смысл: первое — соединение с силой инь как женским началом, т.е. совокупление, и второе — пестование инь(в смысле либидо) в себе.
- Небесная энергия(тянь чжи цзин). — Здесь слово цзин, ранее переводившееся как «семя», переведено как «энергия» по причине полисемичности(многозначности) данного термина.
- Смысл упоминания о бедняке и зерне не совсем ясен. Может быть, имеется в виду повышение работоспособности как следствие практики «пестования жизни».
- Имеется в виду семяизвержение(опустошение) и восполнение утраченного семени благодаря «пестованию жизни».
- Здесь говорится о различных приемах массажа, входящих в даосскую гимнастическую практику даоинь. Область инь — половые органы.
- Источник процветания(цюань ин) — с одной стороны, это биологически активные вещества, получаемые благодаря употреблению молока и бульонов, сваренных из половых органов животных, с другой — слюна, которую следует определенным образом глотать.