Люй Дунбинь спросил:
Что следует предпринять, коль желаем мы быть здоровыми, а не больными, молодыми, а не старыми, живыми, а не мертвыми?
Чжунли Цюань сказал:
Человек зачат, когда его отец и мать сходятся в любовном соитии и энергия (ци) их двоих связывается.
Зародыш образуется из цзин [отца] и крови [матери]. Вслед за тем, как возникает первоисточник вещей, образуется изначальная субстанция. Ян этот процесс начинает — Инь завершает. По мере того как ци в женском лоне взрастает, развивается утробный плод. По истечении 300 дней плод обретает законченную форму. Тогда в него входит светоносный дух и отделяет от тела матери.
После того как дух появился из глубин первоисточника, его дыхание начинает подниматься и опадать, а желтые ростки пускаются в рост. Через 5000 дней ци достигает наибольшей силы, её количество в этот момент — 81 чжан. Тогда, в 15 лет, достигается половая зрелость. Половина Инь — уже Ян, и человек столь же ярок, сколь и восходящее солнце. После половой зрелости ян начинает спадать, истинная ци рассеивается. Когда ци становится слабой, тогда появляются болезни, приходит старость и, наконец, смерть.
По собственному невежеству мы вредим свету духа, недобрые поступки укорачивают наши годы, влияя и на срок будущей жизни. Ибо мы умираем после того, как родились, а как умрем, то рождаемся вновь. Было рождение — последует и смерть.
Но, вопреки бесчисленным циклам воплощений, человек продолжает упорствовать в своем невежестве, поэтому с каждым новым приходом в этот мир он все глубже и глубже вязнет в сансаре, так что уже не может даже родиться в человеческом облике. А стоит только раз заблудшему духу принять оболочку животного или растения, как изначальная природа его сильно искажается, а значит, очень трудно будет снова родиться человеком.
Так, уловленный в бесконечные циклы воплощений, он никогда уже сам не освободится. Если повезет — встретит бессмертного, который, облегчив тяжесть кармического воздаяния, отведет дух в иную оболочку. Тогда снова появится шанс родиться человеком. Если же, при воплощении не в мире людей, побеспокоится о накоплении добрых дел, то можно в результате взойти на более высокий уровень существования. Родись мы даже хромыми или проведи мы всю жизнь нищими, а все же вновь возвращаем себе человеческий облик. Однако, если вновь обратимся к прежним привычкам и станем совершать дурные дела, то завладеет нами бесконечный цикл рождений и смерти.