Травы инь

О Средствах китайской медицины

Травы инь

Концепция дихотомии инь-ян 陰陽 является одной из основных для традиционной китайской медицины (ТКМ), философии и культуры в целом. Она существует с незапамятных времен и уже была представлена на нумерологической схеме Хэ-ту 河圖 и в системе восьми триграмм ба гуа 八卦, которые, если верить легендам, были составлены ещё при жизни мифического первого императора Китая Фу-си 伏羲 (2852 до н. э. — 2737 до н. э.).

А второй император Китая, Священный земледелец Шэнь-нун 神農 (2737 до н. э. — 2699 до н. э.), согласно легендам, отличился тем, что, помимо развития земледелия, составил за свою жизнь обширную классификацию из 365 растительных, животных и минеральных средств, используемых для целей поддержания здоровья людей. В его фундаментальном труде Шэнь-нун бэн цао цзин 神農本草經 было сделано деление не только по степени потенциальной токсичности (средства высшей, средней и низшей категории), но также читаемое между строк деление по инь-ян (т.е. на холодные, прохладные, нейтральные, тёплые и горячие, питающие соки или подсушивающие средства). Кроме всего прочего, этот текст содержит краткие указания по основным целебным качествам того или иного средства и способам их применения.

Если Вам интересна тема традиционных методов лечения в целом и китайской медицины в частности, приглашаем Вас присоединиться к курсу Воскресного университета Дао, посвящённому всестороннему разбору одного из классических трактатов китайской медицины Хуан-ди нэй цзин.

Представление об инь-ян описано также в знаменитом трактате Даодэцзин 道德經, который считается основополагающим для даосского учения.

Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три — все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию.

— Даодэцзин (пер. Ян Хин-шуна)

Представление о гармонии инь-ян между небом и землей, а также в организме живого существа крайне важно для ТКМ. Гармония этих полярных противоположностей мыслится как залог здоровья, присущего всему живому от рождения.

К сожалению, уже во времена составления важнейшего трактата китайской медицины Хуан-ди нэй цзин 黃帝內經 (IV-II в. до н.э.) люди были далеки от Дао 道, от изначальной гармонии с природой и в большинстве своём не могли поддерживать себя в балансе постоянно. Как следствие, возникали болезни и приходилось использовать различные средства, в том числе методы чжэнь цзю 针灸 (иглоукалывание и прижигание) и фитотерапию для их лечения.

Согласно представлениям ТКМ, инь 陰 в человеческом теле в большинстве случаев находится в недостатке. Особенно заметно это проявляется у пожилых людей. За исключением селезенки, которая любит сухость (свойство ян 陽), остальные органы и системы организма требуют увлажнения (свойство инь 陰). 

Современный сумасшедший образ жизни приводит к ещё большему дисбалансу в сторону ян 陽. 

Общие симптомы недостатка инь следующие: сухость во рту, сухость кожных покровов, сухость глаз, ломкость ногтей, ночная потливость, головокружение, шум в ушах, утомляемость, худощавость, бессонница, нервное беспокойство и т.д.

Распространившиеся в последнее время хронические аутоиммунные заболевания в большинстве своём тоже являются следствием нехватки инь и повышенного окислительного стресса.

Отличным способом естественного поддержания инь является правильный баланс работы и отдыха, своевременный и достаточный сон, а также правильное питание.

Но поскольку современному человеку это не всегда бывает доступно в следствие социальных обязательств и банального отсутствия понимания (культуры ухода за собой) разбалансировка организма зачастую приходит в такое состояние, когда естественные методы уже помочь не могут и необходимо использовать специальное лечение.

В случае дисбалансов в сторону ян обычно используют травы инь.

Травы инь обычно обладают сладким вкусом, холодными или прохладными температурными качествами, а также увлажняющими свойствами.

Примером таких трав могут служить:

  • Корень спаржи, используемый для успокоения духа, питания инь легких и почек.
    Луковицы лилии, используемые при недостатке инь сердца и легких, а также в случае беспокойства духа.
  • Семена черного кунжута, используемые для питания инь печени и почек, питания крови, увлажнения толстого кишечника.
  • Ягоды годжи, которые хорошо увлажняют легкие, восполняют инь печени и почек.
  • Бубенчика корень, питающий инь желудка и легких.
  • и т.д.

Длительное индивидуальное употребление таких трав не показано, особенно в случае, если у пациента недостаточно хорошо работают желудок и селезенка (присутствует недостаток ци в этих органах, например), т.к. может привести к скоплению сырости и флегмы в организме. Для улучшения усвоения таких трав их обычно включают в состав травяных композиций, где присутствуют балансирующие компоненты.

В комбинации с другими компонентами травы инь применяют в следующих случаях: для увлажнения сухости, ускорения опорожнение кишечника, облегчения мочеиспускания, питания крови и жидкостей, уменьшения жажды, успокоения духа, лечения пустого жара и лихорадки.

Одной из наиболее известных формул для лечения недостатка инь почек и печени и, как следствие, всего организма является травяная формула Лю Вэй Ди Хуан Вань 六味地黄丸, разработанная во II-III в н.э. выдающимся китайским врачом Чжан Чжун-цзином 張仲景 (150—219 г.).

Попробуйте:
Приглашаем посетить
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости


    Мы вКонтакте