О Средствах китайской медицины
Концепция дихотомии инь-ян 陰陽 является одной из основных для традиционной китайской медицины (ТКМ), философии и культуры в целом. Она существует с незапамятных времен и уже была представлена на нумерологической схеме Хэ-ту 河圖 и в системе восьми триграмм ба гуа 八卦, которые, если верить легендам, были составлены ещё при жизни мифического первого императора Китая Фу-си 伏羲 (2852 до н. э. — 2737 до н. э.).
А второй император Китая, Священный земледелец Шэнь-нун 神農 (2737 до н. э. — 2699 до н. э.), согласно легендам, отличился тем, что, помимо развития земледелия, составил за свою жизнь обширную классификацию из 365 растительных, животных и минеральных средств, используемых для целей поддержания здоровья людей. В его фундаментальном труде Шэнь-нун бэн цао цзин 神農本草經 было сделано деление не только по степени потенциальной токсичности (средства высшей, средней и низшей категории), но также читаемое между строк деление по инь-ян (т.е. на холодные, прохладные, нейтральные, тёплые и горячие, питающие соки или подсушивающие средства). Кроме всего прочего, этот текст содержит краткие указания по основным целебным качествам того или иного средства и способам их применения.
Представление об инь-ян описано также в знаменитом трактате Даодэцзин 道德經, который считается основополагающим для даосского учения.
Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три — все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию.
— Даодэцзин (пер. Ян Хин-шуна)
Представление о гармонии инь-ян между небом и землей, а также в организме живого существа крайне важно для ТКМ. Гармония этих полярных противоположностей мыслится как залог здоровья, присущего всему живому от рождения.
К сожалению, уже во времена составления важнейшего трактата китайской медицины Хуан-ди нэй цзин 黃帝內經 (IV-II в. до н.э.) люди были далеки от Дао 道, от изначальной гармонии с природой и в большинстве своём не могли поддерживать себя в балансе постоянно. Как следствие, возникали болезни и приходилось использовать различные средства, в том числе методы чжэнь цзю 针灸 (иглоукалывание и прижигание) и фитотерапию для их лечения.
Согласно представлениям ТКМ, инь 陰 в человеческом теле в большинстве случаев находится в недостатке. Особенно заметно это проявляется у пожилых людей. За исключением селезенки, которая любит сухость (свойство ян 陽), остальные органы и системы организма требуют увлажнения (свойство инь 陰).
Современный сумасшедший образ жизни приводит к ещё большему дисбалансу в сторону ян 陽.
Общие симптомы недостатка инь следующие: сухость во рту, сухость кожных покровов, сухость глаз, ломкость ногтей, ночная потливость, головокружение, шум в ушах, утомляемость, худощавость, бессонница, нервное беспокойство и т.д.
Распространившиеся в последнее время хронические аутоиммунные заболевания в большинстве своём тоже являются следствием нехватки инь и повышенного окислительного стресса.
Отличным способом естественного поддержания инь является правильный баланс работы и отдыха, своевременный и достаточный сон, а также правильное питание.
Но поскольку современному человеку это не всегда бывает доступно в следствие социальных обязательств и банального отсутствия понимания (культуры ухода за собой) разбалансировка организма зачастую приходит в такое состояние, когда естественные методы уже помочь не могут и необходимо использовать специальное лечение.
В случае дисбалансов в сторону ян обычно используют травы инь.
Травы инь обычно обладают сладким вкусом, холодными или прохладными температурными качествами, а также увлажняющими свойствами.
Примером таких трав могут служить:
- Корень спаржи, используемый для успокоения духа, питания инь легких и почек.
Луковицы лилии, используемые при недостатке инь сердца и легких, а также в случае беспокойства духа. - Семена черного кунжута, используемые для питания инь печени и почек, питания крови, увлажнения толстого кишечника.
- Ягоды годжи, которые хорошо увлажняют легкие, восполняют инь печени и почек.
- Бубенчика корень, питающий инь желудка и легких.
- и т.д.
Длительное индивидуальное употребление таких трав не показано, особенно в случае, если у пациента недостаточно хорошо работают желудок и селезенка (присутствует недостаток ци в этих органах, например), т.к. может привести к скоплению сырости и флегмы в организме. Для улучшения усвоения таких трав их обычно включают в состав травяных композиций, где присутствуют балансирующие компоненты.
В комбинации с другими компонентами травы инь применяют в следующих случаях: для увлажнения сухости, ускорения опорожнение кишечника, облегчения мочеиспускания, питания крови и жидкостей, уменьшения жажды, успокоения духа, лечения пустого жара и лихорадки.
Одной из наиболее известных формул для лечения недостатка инь почек и печени и, как следствие, всего организма является травяная формула Лю Вэй Ди Хуан Вань 六味地黄丸, разработанная во II-III в н.э. выдающимся китайским врачом Чжан Чжун-цзином 張仲景 (150—219 г.).