Китайская медицина — болезни и лечение

О Традиционной китайской медицине

Китайская медицина - болезни и лечение

Традиционная китайская медицина является одной из жемчужин китайской цивилизации, и из всех достижений китайской культуры, вероятно, менее всего оценена по достоинству. Действительно, если книгопечатание, изобретение компаса и пороха были по достоинству оценены европейской культурой и широко используются повсеместно, то традиционная китайская медицина до сих пор популярна всего в нескольких странах мира. Однако, у нее есть важное преимущество — отношение к пациенту и его здоровью. Все дело в самом подходе – если современная европейская медицина лечит болезнь, то традиционная китайская медицина болезни и лечение этих болезней рассматривает лишь как следствие нарушения здоровья человека. Поэтому традиционная китайская медицина сфокусирована не на болезнях, а именно на здоровье — на том, от чего оно зависит, и как его сохранить.

Важным фактором является преемственность знаний и опыта врачей, накопление таких знаний во времени. Особенностью китайской культуры можно назвать огромное уважение к древности, поддержание традиций и бережную передача знаний из древности в современность. Именно благодаря такому подходу древние знания об устройстве человека, о сложнейшей системе взаимозависимых органов и систем, об основных принципах функционирования этой системы и самих органов – знания, описанные в древнекитайских трактатах о медицине — дошли до наших дней.

Мы мало знаем о том, как лечил Гиппократ, древнегреческий потомственный врач, называемый в Европе «отцом медицины». Однако, мы знаем о методах, которые использовал при лечении древнекитайский врач Бянь Цюэ 扁鹊, живший в 407-310 г. до н.э. И это неудивительно – здоровье и долголетие с глубокой древности считались в Китае огромной ценность, информация о причинах болезней и методах лечения записывалась, передавалась и охранялась на государственном уровне. Примером может служить то, что должность начальника Императорского медицинского приказа 太医令 существовала в древнекитайском царстве Цинь еще в 310 г. до н.э.

При раскопках кургана Мавандуй в китайской провинции Хунань, относящегося к 168 г. до н.э. были найдены медицинские манускрипты на шелковой ткани, посвященные лечению с помощью методов прижигания важных медицинских точек на теле человека — «Цзу би ши и май цзюцзин» (Ка­нон при­жи­га­ния один­над­ца­ти нож­ных и руч­ных со­су­дов), и «Инь Ян ши и май цзюцзин (цзябэнь и бэнь)» (Пер­вая и вто­рая кни­ги Ка­но­на при­жи­га­ния один­над­ца­ти Инь и Ян со­су­дов). В традиционной китайской медицине для лечения методом прижигания используются специальные травяные сигареты-моксы для прогрева энергетических точек на теле. В найденных древних медицинских книгах говорится о энергетических каналах тела — цзин 经, называемых сосудами май 脉, и о том, как с помощью методов прижигания отдельных точек на этих каналах обеспечить восстановление правильной циркуляции энергии ци 氣 по каналам.

Также в этом кургане были найдены большие фрагменты древнекитайского медицинского трактата Хуан-ди нэй цзин 黄帝内经, который и поныне является основой, разъясняющей теорию традиционной китайской медицины. Название трактата связано с древним императором Китая Хуан-ди 黄帝, родившимся в 2711 г. до н.э. В знаменитых «Исторических записках» Сыма Цяня 司馬遷 в разделе «Книга о благодарениях (приношениях) Небу (Фэн) и Земле (Шань)» сказано, что «через 380 лет Хуан-ди вознесся бессмертным-сянем на Небо». Хуан-ди вошел в историю как один из древних основателей учения о Дао 道, и учитывая то, что древний даосизм изучал практические способы совершенствования человека и способы продления жизни, слова Сыма Цяня можно понимать таким образом, что Хуан-ди достиг в этой науке совершенства. В таком случае неудивительно, что древнейший трактат по медицине написан от лица императора Хуан-ди – вся даосская наука питания, или пестования, жизни яншэн 養生 строится на глубоком знании законов и принципов функционирования, движения и трансформации энергии в теле человека.

Сегодня трактат Хуан-ди нэй цзин остается важнейшим классическим трудом, обязательным для изучения всеми практикующими китайскую медицину врачами. В дошедшем до нас из глубины веков каноне древней медицины излагаются основные принципы теории китайской медицины – концепции инь-ян 阴阳и концепции пяти элементов у син 五行, разъясняются основные функции внутренних органов. Также в трактате подробно рассказывается о системе циркуляции энергии ци в теле человека по специальным каналам, рассказывается о том, какие энергетические центры – акупунктурные точки — существуют на теле человека, и как воздействовать на эти точки для лечения заболеваний.

Если Вам интересно изучать этот трактат на русском языке в уникальном переводе, сохранившем древние традиционные знания о науке сохранения здоровья человека – приглашаем Вас на специальный курс Хуан-ди нэй цзин.

На небе существуют субстанции инь и ян, а в человеческом организме есть двенадцать сочленений. На небе существуют холод и жар, а в человеке существуют пустота и полнота. Если человек способен следовать изменениям-трансформациям неба и земли, субстанций инь и ян, то он не нарушает ритма четырех сезонов. Если знаешь законы работы двенадцати сочленений -переходов, то достаточно в тебе мудрости, чтобы не быть обманутым болезнью.

— Хуан-ди нэй цзин (пер. Б.Б.Виногродского)

Традиционная китайская медицина причисляет к основным причинам болезней несколько групп патогенных факторов. Прежде всего, это шесть патогенных факторов лю инь 六淫: ветер, жар, сырость, сухость, холод, а также летний зной. Причем первые пять из шести патогенных факторов могут быть как внешними – проникшими извне в организм при его ослаблении, так и внутренними – формирующимися при определенных условиях внутри организма. Все мы периодически сталкиваемся с внешним холодом, продуваемся ветром, можем страдать от жара или сырости, поэтому эти факторы относятся к важным и широко распространенным причинам заболеваний.

Еще одной важной группой патогенных факторов являются семь эмоциональных факторов ци цин七情: это радость, гнев, тоска, горе, страх, испуг и размышления. Первый и последний могут вызвать немалое удивление, однако традиционная китайская медицина учит, что даже радость, если она выражена чрезмерно, способна повредить энергии и внутренним органам человека (например, сердцу). А излишние размышления, если они становятся навязчивой идеей, которая не дает покоя ни днем, ни ночью – способны повредить человеку даже с позиций европейской медицины, не оперирующей информацией о внутренней энергии.

Еще одной важной причиной заболеваний является неправильное питание. Для нас может показаться удивительным, но питание – это та отрасль знаний, которую считает чрезвычайно важной китайская медицина. Болезни и лечение заболеваний – могут быть связаны с питанием. Неправильное питание может приводить к ослаблению тех или иных органов или дисбалансу в них, при этом существует целая традиция лечебных блюд, включающих специальные ингредиенты для укрепления того или иного органа или излечения заболеваний.

Еще одним важным фактором – возможной причиной заболеваний является избыток или недостаток движения или нагрузки – переутомление го лао 过劳 или напротив, слишком праздная жизнь го и 过逸. В Китае издревле существует большая традиция упражнений и движений тела, которые призваны помочь сохранить здоровье и избавиться от дисбалансов в теле.

Также причинами заболеваний могут быть застойная кровь, скопление патогенной жидкости-флегмы, а также внешние травмы. Методы лечения всех этих болезней могут быть различными, но наиболее широко применятся методы чжэньцзю 针灸 терапии – иглоукалывания и моксоприжигания.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте