Понятие ци 氣 — термин, обозначающий в китайской традиции энергию. Это наиболее часто употребляемое значение. Однако, сам иероглиф ци 氣 имеет множество значений: газ, воздух, дымка, туман, дыхание, облик и многие другие. Применительно к практической составляющей даосизма чаще всего ци означает именно энергию — субстанцию, которую можно почувствовать, развив чувствительность с помощью определенных практик. Это могут быть практики цигун 氣功, методы даосской алхимии. Их отличительной особенностью от обычной гимнастики является именно работа с ци, более тонким ощущением тела, чего нет в знакомых нам гимнастических упражнениях. Ци — одна из основных категорий даосского учения.
Существуют различные виды ци в зависимости от аспекта даосской традиции, который мы изучаем. Глобально всю ци можно разделить на юань ци 元炁 (ее еще называют прежденебесной ци — (сянь тянь ци 先天氣) и хоу тянь ци 后天氣 (посленебесная ци). Первую человек получает в момент зачатия — это запас жизненной энергии, который конечен и определяет по сути продолжительность жизни человека, его конституцию (насколько крепким и здоровым изначально будет человек). Юань ци невозможно восполнить методами цигун, но можно восполнять с помощью практик даосской алхимии. Цигун же работает со вторым видом ци — хоу тянь ци. Различные методы цигун помогают балансировать ци, наладить ее движение в теле и даже набирать ее из окружающего пространства (одним из таких методов является свая, дающая прилив сил и оказывающая сильный оздоровительный эффект). Практики с посленебесной ци помогают укреплять здоровье и улучшать качество жизни независимо от качества и количества имеющейся у человека юань ци.
По своим энергетическим аспектам можно разделить ци на энергию инь и ян. Оба этих аспекта, с одной стороны, представляют противоположность друг друга, но в то же время связаны в единую систему. Все вещи и явления нашего мира можно разделить на инь и ян. Точно так же и в практиках даосизма одним из этапов на пути к Дао является объединение инь и ян в одно целое для обретения единства.
Применительно к китайской медицине можно выделить такие виды ци:
- Вэй ци 卫氣 — защитная ци, определяющая способность противостоять вешним патогенам и воздействиям окружающей среды на организм. Если вэй ци крепкая, то человек с легкостью будет переносить воздействия внешних факторов. Она также регулирует потоотделение и теплообмен.
- Ин ци 营氣 — питательная ци, образуется в результате деятельности желудка и селезенки из принимаемой пищи. Она циркулирует в энергетических каналах тела и питает внутренние органы.
- Цзун ци 宗氣 — образуется при объединении ци вдыхаемого воздуха и ци из пищи, обеспечивает циркуляцию защитной и питательной ци, находится в грудной клетке.
Также можно сказать, что каждый из внутренних органов имеет свою собственную ци, нарушения образования и движения которой приводят к развитию специфических синдромов китайской медицины. Все они имеют свой патогенез в зависимости от причины. И от того, какой синдром китайской медицины в итоге будет диагностирован, зависит лечение.
В даосской традиции считается, что ци есть не только в человеке (или животных), но и в целом содержится везде, являясь универсальной субстанцией, заполняющей нашу вселенную. Концепция ци применяется не только в китайской медицине или практиках даосской алхимии, но и других областях даосского знания. Например, фэн-шуй 风水, где считается, что подбирать пространство для жизни необходимо так, чтобы окружающая ци была гармоничной, а поток ци свободно двигался. А если это не удается, то с помощью определенных действий и выстраивания элементов пространства гармонизируют движение ци в таком месте.