Виды ци

К Статьям

Виды ци

Понятие ци 氣 — термин, обозначающий в китайской традиции энергию. Это наиболее часто употребляемое значение. Однако, сам иероглиф ци 氣 имеет множество значений: газ, воздух, дымка, туман, дыхание, облик и многие другие. Применительно к практической составляющей даосизма чаще всего ци означает именно энергию — субстанцию, которую можно почувствовать, развив чувствительность с помощью определенных практик. Это могут быть практики цигун 氣功, методы даосской алхимии. Их отличительной особенностью от обычной гимнастики является именно работа с ци, более тонким ощущением тела, чего нет в знакомых нам гимнастических упражнениях. Ци — одна из основных категорий даосского учения.

Подробнее познакомиться с основными понятиями даосизма, узнать о представлениях древнего учения о человеке и мире можно на курсе Основы Даосизма.

Существуют различные виды ци в зависимости от аспекта даосской традиции, который мы изучаем. Глобально всю ци можно разделить на юань ци 元炁 (ее еще называют прежденебесной ци — (сянь тянь ци 先天氣) и хоу тянь ци 后天氣 (посленебесная ци). Первую человек получает в момент зачатия — это запас жизненной энергии, который конечен и определяет по сути продолжительность жизни человека, его конституцию (насколько крепким и здоровым изначально будет человек). Юань ци невозможно восполнить методами цигун, но можно восполнять с помощью практик даосской алхимии. Цигун же работает со вторым видом ци — хоу тянь ци. Различные методы цигун помогают балансировать ци, наладить ее движение в теле и даже набирать ее из окружающего пространства (одним из таких методов является свая, дающая прилив сил и оказывающая сильный оздоровительный эффект). Практики с посленебесной ци помогают укреплять здоровье и улучшать качество жизни независимо от качества и количества имеющейся у человека юань ци.

По своим энергетическим аспектам можно разделить ци на энергию инь и ян. Оба этих аспекта, с одной стороны, представляют противоположность друг друга, но в то же время связаны в единую систему. Все вещи и явления нашего мира можно разделить на инь и ян. Точно так же и в практиках даосизма одним из этапов на пути к Дао является объединение инь и ян в одно целое для обретения единства.

Применительно к китайской медицине можно выделить такие виды ци:

  • Вэй ци 卫氣 — защитная ци, определяющая способность противостоять вешним патогенам и воздействиям окружающей среды на организм. Если вэй ци крепкая, то человек с легкостью будет переносить воздействия внешних факторов. Она также регулирует потоотделение и теплообмен.
  • Ин ци 营氣 — питательная ци, образуется в результате деятельности желудка и селезенки из принимаемой пищи. Она циркулирует в энергетических каналах тела и питает внутренние органы.
  • Цзун ци 宗氣 — образуется при объединении ци вдыхаемого воздуха и ци из пищи, обеспечивает циркуляцию защитной и питательной ци, находится в грудной клетке.

Также можно сказать, что каждый из внутренних органов имеет свою собственную ци, нарушения образования и движения которой приводят к развитию специфических синдромов китайской медицины. Все они имеют свой патогенез в зависимости от причины. И от того, какой синдром китайской медицины в итоге будет диагностирован, зависит лечение.

В даосской традиции считается, что ци есть не только в человеке (или животных), но и в целом содержится везде, являясь универсальной субстанцией, заполняющей нашу вселенную. Концепция ци применяется не только в китайской медицине или практиках даосской алхимии, но и других областях даосского знания. Например, фэн-шуй 风水, где считается, что подбирать пространство для жизни необходимо так, чтобы окружающая ци была гармоничной, а поток ци свободно двигался. А если это не удается, то с помощью определенных действий и выстраивания элементов пространства гармонизируют движение ци в таком месте.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте