
Пожалуй, нет другого такого трактата из наследия древней цивилизации Китая, который бы до сих пор вызывал такое же количество споров, публикаций, исследований и внимания к себе, как трактат И цзин 易經, или Канон перемен. Это неудивительно, ведь именно закон перемен описывает, по-сути, все явления в нашем мире. Все вещи и явления в нашем мире рождаются, достигают своего развития и расцвета, а затем завершаются. Древние даосы считали, что основные принципы, которые движут и управляют глобальными процессами космического масштаба, и основные принципы, управляющие процессами внутри тела человека, как микрокосма – это одни и те же принципы, и именно эти принципы и заложены в Канон перемен И цзин.
— В чем предназначение Перемен? Посредством них познаются вещи, выполняются дела, охватывается Дао Поднебесной. Вот для чего они.
— Си цы чжуань (пер. В.Е. Еремеева)
Канон перемен представляет собой один из важнейших, краеугольных камней всей китайской цивилизации, поэтому многие учения Китая относились и относятся к этому трактату и заложенным там принципам с глубоким вниманием и уважением, но наиболее близок Ицзин, пожалуй, к учению о Дао 道. Издревле Даосизм был путем практического познания того Пути, по которому происходят все изменения, в соответствии с которым живут, рождаются, и находят свое завершение все вещи и явления, что находит отражение в важнейших комментариях к Канону Перемен, например, в древнейшем Комментарии привязанных слов – Си цы чжуань 繫辭傳.
Основной текст Канона перемен состоит из гексаграмм. Гексаграммы – это символы, а также пространственно-геометрические фигуры, составленные из черт яо 爻. Древние мудрецы считали, что все в нашем мире состоит из двух основных принципов-противоположностей, дополняющих друг друга. Прерывистая горизонтальная черта яо символизирует принцип инь 陰 – ночь, луну, зиму, холод, воду, принимающее «женское» начало. Цельная горизонтальная черта яо символизирует принцип ян 陽 – день, солнечный свет, солнце, лето, тепло, огонь, активное «мужское» начало. Три черты яо, расположенные одна над другой, называются триграммами гуа 卦. Всего существует восемь возможных сочетаний трех черт яо, которые называются восемью триграммами, ба гуа 八卦. Гексаграмма же образуется из шести горизонтальных черт яо, или из двух триграмм. Всего существует 64 различных комбинации из различных сочетаний восьми триграмм друг с другом, и эти 64 сочетания и образуют 64 гексаграммы И цзин.
Требуется 18 изменений, чтобы сформировать гексаграмму. Восемь триграмм составляют малое свершение. Если продолжать действия, классифицировать и расширять, то все события в Поднебесной могли бы исчерпаться.
— Си цычжуань (пер. В.Е. Еремеева)
Изучая древние истины И цзин, можно приоткрыть для себя важнейшие «кирпичики» древнего знания – гексаграммы – описание и значение в даосизме которых служит ключом к пониманию важнейших тайн и принципов, управляющих всем в нашем мире. Существует огромное количество различных комментариев к Книге перемен, и с древних пор до наших дней эти комментарии только множатся. Некоторые современные комментаторы используют математические модели, известный математик Лейбниц, вдохновленный истиной И цзина, разработал систему двоичного исчисления, которая сейчас повсеместно используется в программировании, однако ни один из современных комментариев так и не смог превзойти в понимании глубочайших основ древнейшие комментарии к И цзин, основанные на древних знаниях даосизма, учения о Дао.