
По учению даосизма, все сущее происходит из Дао 道 и находится в непрерывном процессе изменений, которые основаны на законе двойственности превращений инь-ян 陰陽. Главный принцип даосизма заключается в постоянно происходящих изменениях, классическим письменным примером этих явлений является древнекитайский трактат Канон перемен — И цзин 易經.
В традиционных источниках считается, что вначале были созданы графические символы — 8 триграмм и 64 гексаграммы. Эти символы отображают непрерывное развитие Вселенной, также они применимы к обозначению всех процессов человеческой жизни. В основе Канона перемен лежит представление о том, что космос представляет собой единый процесс без начала и конца, который обладает свойствами непрерывности, целостности и динамичности. Внутреннее и внешнее, причины и следствия символически выражаются символами инь, в виде прерывистой линии, и ян, в виде прямой линии. Из чередования прямых и прерывистых линий образуются триграммы и гексаграммы, которые отображают изменения космоса. В комментариях И цзина описывается главный принцип даосизма в виде создания правителем Фу-Си 伏羲 восьми триграмм для представления всего сущего:
Глядя вверх, [Пао-си] наблюдал за [движениями] тел на небе, глядя вниз, наблюдал за законами [жизни] на земле, глядя по сторонам, наблюдал за узорами на [перьях] птиц и [шкурах] зверей и за нуждами земли, Вблизи [он] использовал все, что окружало его, вдали использовал все, что шло от природы, [и на основе этого] впервые нарисовал восемь триграмм, чтобы с их помощью постигнуть благодетельную силу небесных духов и разделить по качествам все сущее.
— Ши цзи, Сыма Цянь (пер. Р.В.Вяткина)
В триграммах и гексаграммах с помощью сплошных и прерывистых черт символизируется активность сил инь и ян. Гексаграмму можно разделить на две триграммы: нижнюю и верхнюю триграмму, что будет символизировать взаимодействие двух порядков инь-ян, описывающих множество способов, которыми силы инь и ян взаимодействуют и преобразуют друг друга. В другом случае, две нижние линии гексаграммы представляют Землю, две средние линии — Человека, а две верхние — Небо, в этом случае образуется триграмма внутри гексаграммы, описывающая, взаимосвязь Неба, Земли и Человека. Таким образом, 64 гексаграммы являются символами постоянного движения во Вселенной и непрерывных изменений в жизни человека, они указывают на различные факторы, от близких до далеких, от простых до сложных, от видимых до невидимых, которым оказывается подчинена жизнь.
Следует сказать, что учение даосизма имеет изначально практическую направленность и включает в себя практические методы самосовершенствования человека с помощью системы практик даосской алхимии. Поэтому одним из важных принципов даосизма является также совершенствование себя. Высшей целью даосской практики является достижение единства с Дао. А путь к достижению Дао основывается в том числе и на использовании вышеупомянутого принципа перемен.