Даосизм в древнем Китае

К Статьям

Даосизм в древнем Китае

Самоестественный Дао-Путь пребывает в покое. Поэтому он породил Небо, Землю и все сущее. Дао-Путь Неба и Земли всепроникающ. Поэтому инь и ян взаимно преодолеваются, инь и ян подталкивают друг друга и превращения следуют должной чередой.
Поэтому совершенномудрый знает, что самоестественному Дао-Пути нельзя противиться. Поэтому он упорядочивает себя, устремляясь к пребывающему в вечном спокойствии Дао-Пути.

— Хуан-ди инь фу цзин (пер. Е.А.Торчинова)

Даосизм – учение о Дао 道, или «пути вещей». Это одно из основополагающих «трёх учений» (сань цзяо 三教) в китайской культуре наряду с конфуцианством (жу цзяо 儒教) и буддизмом (фо цзяо 佛教). Основная цель даосизма – самосовершенствование сю-шэнь 修身, ведущее к большей гармонии, развитию самоестественности цзы-жань 自然 и единению с природой, с Дао.

На тему происхождения даосизма в Китае есть две основные взаимодополняющие точки зрения: западная и собственная китайская. Согласно укоренившейся на Западе гипотезе, основоположником даосизма является легендарный Лао-цзы 老子 — философ, предположительно живший во времена Конфуция 孔子 (т.е. в VI-V веках до н. э.), и написавший фундаментальный трактат Даодэцзин 道德經. Почему основателем даосизма считается Лао-цзы? С точки зрения сторонников данной версии, оформленный в учение даосизм начинается именно с текста Даодэцзин. Хотя существуют аргументы и в пользу гораздо более раннего происхождения этого учения, о чем будет сказано ниже.

Если Вы хотите подробнее познакомиться с этим важнейшим для даосской философии и практики произведением, приглашаем на курс Смыслы Лао-цзы. Вечная истина Даодэцзина.

Согласно представлениям западных ученых, основное ядро даосской мысли кристаллизовалось в период сражающихся царств Чжаньго шидай 戰國時代 (V века до н. э. — 221 до н. э.) благодаря деятельности выдающихся философов и подвижников Чжуан Чжоу 莊周 (примерно 369 — 286 г. до н.э.), Ле Юйкоу 列圄寇и др. Не смотря на тяжелые социальные потрясения, в период сражающихся царств происходит бурный расцвет философии. Этот период принято называть также периодом ста школ мысли (чжу-цзы бай цзя諸子百家) или «золотым веком философии». Важнейшие даосские трактаты этого периода: Чжуан-цзы 莊子, Ле-цзы 列子 и некоторые другие.

Считается, что даосизм в древнем Китае периода сражающихся царств сформировался под влиянием философских и религиозных идей династий Инь 殷代 (1600 до н. э. по 1027 до н. э.) и Чжоу 周室 (1122 — 247 гг. до н. э.), а также натурфилософии инь-ян цзя 阴阳家, философии школы мо-цзы 墨家, конфуцианства (жу цзя 儒家), легизма (фа цзя 法家) и др.

В теоретическом плане даосизм гармонично соединил в себе концепции ци 氣, инь-ян 陰陽, У Син 五行, закон перемен и т. д.

Очень важным аспектом даосизма является практика. И в этом аспекте можно сказать, что даосизм — путь совершенствования. В плане практики даосизм вмещает в себя различные методы, основанные на теоретических концепциях, такие как: фэн-шуй 風水, туна 吐纳 (практика работы с дыханием) и дао инь 导引 (практика вытяжения тела), медитативные практики (дацзо 打坐), практики диетологии, сексуальной гигиены («искусства внутренних покоев» — фан чжун чжи шу 房中之书), внешней (вайдань 外丹) и внутренней алхимии (нэйдань 內丹), а также более поздние практики цигун 氣功 и т.д.

В конечном итоге даосизм как целостное направление китайской мысли был впервые официально зафиксирован под именем «дао дэ цзя» 道德家 в ряду шести основных философских школ (лю цзя 六家) выдающимся историографом Сыма Цянем 司馬遷 (II–I вв. до н.э.) в заключительной 130-й главе первой династийной истории Ши цзи 史記. В последствие данное название было сокращено до «дао цзя» в библиографической работе Ци люе 七略 (семь сводов), написанной в I в. до н. э. библиографом, математиком и астрономом династии Хань 漢朝 (206 до н. э. — 220 н. э.) Лю Синем 劉歆 (50 до н. э. — 23 н. э.). Позже из Ци люе новое название перекочевало в историческую хронику династии Хань (Ханьшу漢書) написанную историографом Бань Гу 班固 (32 — 92 г. н.э.), и закрепилось.

Китайские историки в свою очередь утверждают, что большая часть теоретических аспектов и практических методов используемых даосизмом оформилась еще во времена легендарного императора Хуан-ди 黃帝. Поэтому в Китае даосизм часто обозначают термином хуан-лао 黃老, в честь Хуан-ди и Лао-цзы.

В пользу этой теории косвенно говорит тот факт, что помимо древнейших из известных нам копий Дао дэ цзина, на раскопках в Годянь 郭店 и Мавандуй 馬王堆 были найдены и другие неизвестные нам ранее тексты с детально разработанными даосскими концепциями, а также руководства по методам пестования жизни.

Кроме того, под термином хуан-лао 黃老 даосизм неоднократно упоминается и в Ши цзи 史記. Также не стоит забывать о даосских трактатах, датируемых ранее Даодэцзина, таких как, например: И цзин 易經, Нэйе 內業, Шэнь-нун бэнь цао цзин神农本草经 и др.

Некоторые ученые считают, что даосизм в древнем Китае был скрытой эзотерической практикой, требующей специального посвящения и недоступной профанам, а не философией или религией. И только начиная с периода воюющих царств происходит его постепенное просачивание вовне («дегерметизация») с неизбежной потерей изначального смысла.

Попробуйте:
Приглашаем посетить
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости


    Мы вКонтакте