Почему основателем даосизма считается Лао-Цзы?

О Даосизме в древнем Китае

Почему основателем даосизма считается Лао-Цзы?

Дао-Путь постоянен, в недеянии он пребывает, но нет ничего, не сделанного им.

— Даодэцзин (пер. Е.А.Торчинова)

Почему основателем даосизма считается Лао-цзы 老子 ? История доносит до нас имена и трактаты даосов, которые проживали ранее Лао-Цзы, имели решающее воздействие на развитие древнего даосизма и судьбы древнекитайских царств. Это, например, Фу-Си 伏羲, Шэнь-нун 神农и Хуан-ди 黃帝. Однако И цзин 易經, Шэнь-нун бэнь цао цзин 神農る草經 и Хуан-ди нэй цзин 黄帝内經 — не столь известны по всему миру как трактат, приписываемый Лао-цзы – Даодэцзин  道德經. Он переведён на десятки языков и является самой популярной китайской книгой в мире.

Практически каждый человек так или иначе знаком с Даодэцзин и может процитировать одну-две фразы (порой в вольном переводе) из него. Другие произведения даосизма, такой поистине интернациональной популярностью похвастаться не могут. Это одна из причин, почему даосизм ассоциируется с Лао-цзы. Впрочем, не только даосизм. Если взять другой известный древний даосский текст Чжуан-цзы 莊子, то в нём Лао-цзы предстаёт как учитель Конфуция 孔子. Теоретически подобное возможно, но в этом случае Лао-цзы предстаёт не только как основатель даосизма, но и первоисточник Конфуцианства.

Для человека, изучающего историю конфуцианства подобное допустимо и неудивительно. Ведь Конфуций изучал законы и обычаи древних государств и положения принятые, к примеру, императором Хуан-ди и другими государями, которые были практикующими даосами. И именно это вошло в доктрину конфуцианства. В этом плане, неважно получал наставления Конфуций от Лао-цзы или нет. В любом случае конфуцианство — это то, что базируется на более древнем пласте даосизма и пытается ввести нормы человечности и долга, правда, уже без знания древних даосских практик, а лишь с желанием очистить и привести в гармонию свою сердечную природу посредством ряда правил.

Для более полного понимания истории даосизма, его понятийного аппарата и аспектов применения в повседневной жизни приглашаем на курс Основы Даосизма.

Рассмотрим биографию Лао-цзы. По историческим данным не известны точные даты его рождения и Смерти. Согласно одному письменному источнику, он родился в царстве Чу в шестом веке до нашей эры, в период Вёсен и Осеней (длился примерно с 770 по 481 год до н.э.), был известен под именем Ли Эр 李耳, служил архивариусом при царском дворе. В конце периода, когда в царстве царил хаос, Лао-цзы решил покинуть царство и уехать на запад. Этому сюжету посвящено много картин, где Лао-цзы восседает верхом на быке. Согласно легенде, когда он пересекал пограничную заставу, его остановил начальник заставы по имени Гуаньлин Инь Си 關令尹喜 и горячо попросил о наставлении. Именно для него Лао-цзы и написал Даодэцзин. Т.е. важно понять, что этот трактат не философия и не то, что предназначалось широкому кругу читателей. Это было письменное наставление для ученика.

Согласно бамбуковым дощечкам, найденным в 1993 году в Годянь в захоронении царства Чу – время написания Даодэцзин приходится на период воюющих царств — конец 4 века до н.э. Даодэцзин знакомит нас с понятиями Дао 道 , Дэ 德, Увэй 無為 и рядом других.

Так почему основателем даосизма считается Лао-цзы? Именно Лао-цзы вывел даосизм в народ, когда его смогли изучать не только узкие закрытые круги, но и желающие любого сословия. Также именно Лао-цзы ознаменовал собой завершения одного этапа даосизма и начало другого. Так, одно из ранних названий даосизма — Хуанлао-сюэпай, учение Хуан[-ди] и Лао[-цзы] ( 黄老学派). Как видим Лао-цзы ставится в один ряд с императором жившим за 2000 лет до него. И при этом Лао-цзы императором не был. Если же рассматривать Хуан-ди как начало эпохи древнего даосизма, а Лао-цзы как завершение, то всё становится более понятно.

Попробуйте:
Приглашаем посетить
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости


    Мы вКонтакте