
Дао-Путь постоянен, в недеянии он пребывает, но нет ничего, не сделанного им.
— Даодэцзин (пер. Е.А.Торчинова)
Почему основателем даосизма считается Лао-цзы 老子 ? История доносит до нас имена и трактаты даосов, которые проживали ранее Лао-Цзы, имели решающее воздействие на развитие древнего даосизма и судьбы древнекитайских царств. Это, например, Фу-Си 伏羲, Шэнь-нун 神农и Хуан-ди 黃帝. Однако И цзин 易經, Шэнь-нун бэнь цао цзин 神農る草經 и Хуан-ди нэй цзин 黄帝内經 — не столь известны по всему миру как трактат, приписываемый Лао-цзы – Даодэцзин 道德經. Он переведён на десятки языков и является самой популярной китайской книгой в мире.
Практически каждый человек так или иначе знаком с Даодэцзин и может процитировать одну-две фразы (порой в вольном переводе) из него. Другие произведения даосизма, такой поистине интернациональной популярностью похвастаться не могут. Это одна из причин, почему даосизм ассоциируется с Лао-цзы. Впрочем, не только даосизм. Если взять другой известный древний даосский текст Чжуан-цзы 莊子, то в нём Лао-цзы предстаёт как учитель Конфуция 孔子. Теоретически подобное возможно, но в этом случае Лао-цзы предстаёт не только как основатель даосизма, но и первоисточник Конфуцианства.
Для человека, изучающего историю конфуцианства подобное допустимо и неудивительно. Ведь Конфуций изучал законы и обычаи древних государств и положения принятые, к примеру, императором Хуан-ди и другими государями, которые были практикующими даосами. И именно это вошло в доктрину конфуцианства. В этом плане, неважно получал наставления Конфуций от Лао-цзы или нет. В любом случае конфуцианство — это то, что базируется на более древнем пласте даосизма и пытается ввести нормы человечности и долга, правда, уже без знания древних даосских практик, а лишь с желанием очистить и привести в гармонию свою сердечную природу посредством ряда правил.
Рассмотрим биографию Лао-цзы. По историческим данным не известны точные даты его рождения и Смерти. Согласно одному письменному источнику, он родился в царстве Чу в шестом веке до нашей эры, в период Вёсен и Осеней (длился примерно с 770 по 481 год до н.э.), был известен под именем Ли Эр 李耳, служил архивариусом при царском дворе. В конце периода, когда в царстве царил хаос, Лао-цзы решил покинуть царство и уехать на запад. Этому сюжету посвящено много картин, где Лао-цзы восседает верхом на быке. Согласно легенде, когда он пересекал пограничную заставу, его остановил начальник заставы по имени Гуаньлин Инь Си 關令尹喜 и горячо попросил о наставлении. Именно для него Лао-цзы и написал Даодэцзин. Т.е. важно понять, что этот трактат не философия и не то, что предназначалось широкому кругу читателей. Это было письменное наставление для ученика.
Согласно бамбуковым дощечкам, найденным в 1993 году в Годянь в захоронении царства Чу – время написания Даодэцзин приходится на период воюющих царств — конец 4 века до н.э. Даодэцзин знакомит нас с понятиями Дао 道 , Дэ 德, Увэй 無為 и рядом других.
Так почему основателем даосизма считается Лао-цзы? Именно Лао-цзы вывел даосизм в народ, когда его смогли изучать не только узкие закрытые круги, но и желающие любого сословия. Также именно Лао-цзы ознаменовал собой завершения одного этапа даосизма и начало другого. Так, одно из ранних названий даосизма — Хуанлао-сюэпай, учение Хуан[-ди] и Лао[-цзы] ( 黄老学派). Как видим Лао-цзы ставится в один ряд с императором жившим за 2000 лет до него. И при этом Лао-цзы императором не был. Если же рассматривать Хуан-ди как начало эпохи древнего даосизма, а Лао-цзы как завершение, то всё становится более понятно.