Дао — недеяние

К Статьям

Дао - недеяние

Одной из важнейших концепций даосизма (дао цзя 道家), наряду с Дао 道 и Дэ 德, является также принцип недеяния Увэй 無為.

Увэй неоднократно встречается в основополагающей даосском трактате Даодэцзин 道德經, что говорит о важности данного принципа для понимания самой сути и реализации всего учения.

Если Вы хотите побольше узнать об учении даосизма, его основах, практическом применении, приглашаем Вас на курс Основы Даосизма.

Согласно представлениям составителя трактата Даодэцзин, великого китайского философа Лао-цзы 老子 (VI-IV в. до н.э.), Дао недеяние совершает постоянно. Это есть самоестественное его состояние, прибывая в котором, оно творит все во Вселенной. И человек, практикующий даосизм, и особенно государь должны стремиться достичь того же.

Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало. Если знать и государи будут его соблюдать, то все существа будут изменяться сами собой. Если те, которые изменяются, захотят действовать, то я буду подавлять их при помощи простого бытия, не обладающего именем. Не обладающее именем — простое бытие — для себя ничего не желает. Отсутствие желания приносит покой, и тогда порядок в стране сам собой установится.

— Даодэцзин (пер. Ян Хин-шуна)

Со времени написания трактата Даодэцзин было составлено множество сочинений, использующих термин Увэй и поясняющих его суть. В целом можно сказать, что недеяние с точки зрения даосизма вовсе не означает праздного бездействия, но лишь невмешательство мудреца в естественный ход событий. Считается, что, тонко чувствуя текущий момент бытия и следуя естественной природе вещей, мудрец может получить все, что нужно, без особых усилий и не нарушая при этом гармонии Вселенной.

Однако только люди высших способностей, обладающие совершенным Дэ (добродетель) могут реализовывать данный принцип. В трактате Лунь хэн 論衡 («Критические рассуждения») принадлежащем перу выдающегося китайского философа-энциклопедиста, жившего при династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.), Ван Чуна 王充 (ок.27 — 104 г.), это описывается так:

Люди, преисполненные совершенных добродетелей, природой в изобилии наделены жизненной энергией и могут поэтому уподобляться природе, следуя естественности и придерживаясь недеяния. Тот же, кто получил при рождении мало и притом немощных частиц жизненной энергии, не пойдет по стезе высшей добродетели и справедливости, тот не сходен с небом и землей, и потому его называем «неподобный». «Неподобный» – это значит непохожий, то есть не имеющий подобия неба и земли, не идущий ни в какое сравнение ни с совершенномудрым, ни с мудрецом,— поэтому он деятелен.

— Лунь хэн, Ван Чун (пер. Т.В.Степугиной)

Из этого отрывка можно видеть, что одним из существенных отличий между людьми с высшей добродетелью и простолюдинами является количество жизненной энергии. Избыток жизненной энергии приближает человека к Дао. Недеяние при наличие избытка энергии проще осуществить. Связано это с тем, что, согласно представлениям даосских практиков, большое количество жизненной энергии делает дух спокойным.

Обилие жизненной энергии может быть результатом благого рождения. Но это бывает крайне редко. Поэтому, чтобы достигать таких состояний произвольно, даосскими мастерами древности были разработаны специальные практики пестования энергии и духа — даосская алхимия. Данные практики существуют в Китае с незапамятных времен, как минимум со времени правления первых императоров.

Иносказательно о возможности произвольного совершенствования Дэ и условиях осуществления такой практики есть упоминания и в Даодэцзин, как то например: воздержание, спокойствие, опустошение сердца и т.д.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте