
Одной из важнейших концепций даосизма (дао цзя 道家), наряду с Дао 道 и Дэ 德, является также принцип недеяния Увэй 無為.
Увэй неоднократно встречается в основополагающей даосском трактате Даодэцзин 道德經, что говорит о важности данного принципа для понимания самой сути и реализации всего учения.
Согласно представлениям составителя трактата Даодэцзин, великого китайского философа Лао-цзы 老子 (VI-IV в. до н.э.), Дао недеяние совершает постоянно. Это есть самоестественное его состояние, прибывая в котором, оно творит все во Вселенной. И человек, практикующий даосизм, и особенно государь должны стремиться достичь того же.
Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало. Если знать и государи будут его соблюдать, то все существа будут изменяться сами собой. Если те, которые изменяются, захотят действовать, то я буду подавлять их при помощи простого бытия, не обладающего именем. Не обладающее именем — простое бытие — для себя ничего не желает. Отсутствие желания приносит покой, и тогда порядок в стране сам собой установится.
— Даодэцзин (пер. Ян Хин-шуна)
Со времени написания трактата Даодэцзин было составлено множество сочинений, использующих термин Увэй и поясняющих его суть. В целом можно сказать, что недеяние с точки зрения даосизма вовсе не означает праздного бездействия, но лишь невмешательство мудреца в естественный ход событий. Считается, что, тонко чувствуя текущий момент бытия и следуя естественной природе вещей, мудрец может получить все, что нужно, без особых усилий и не нарушая при этом гармонии Вселенной.
Однако только люди высших способностей, обладающие совершенным Дэ (добродетель) могут реализовывать данный принцип. В трактате Лунь хэн 論衡 («Критические рассуждения») принадлежащем перу выдающегося китайского философа-энциклопедиста, жившего при династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.), Ван Чуна 王充 (ок.27 — 104 г.), это описывается так:
Люди, преисполненные совершенных добродетелей, природой в изобилии наделены жизненной энергией и могут поэтому уподобляться природе, следуя естественности и придерживаясь недеяния. Тот же, кто получил при рождении мало и притом немощных частиц жизненной энергии, не пойдет по стезе высшей добродетели и справедливости, тот не сходен с небом и землей, и потому его называем «неподобный». «Неподобный» – это значит непохожий, то есть не имеющий подобия неба и земли, не идущий ни в какое сравнение ни с совершенномудрым, ни с мудрецом,— поэтому он деятелен.
— Лунь хэн, Ван Чун (пер. Т.В.Степугиной)
Из этого отрывка можно видеть, что одним из существенных отличий между людьми с высшей добродетелью и простолюдинами является количество жизненной энергии. Избыток жизненной энергии приближает человека к Дао. Недеяние при наличие избытка энергии проще осуществить. Связано это с тем, что, согласно представлениям даосских практиков, большое количество жизненной энергии делает дух спокойным.
Обилие жизненной энергии может быть результатом благого рождения. Но это бывает крайне редко. Поэтому, чтобы достигать таких состояний произвольно, даосскими мастерами древности были разработаны специальные практики пестования энергии и духа — даосская алхимия. Данные практики существуют в Китае с незапамятных времен, как минимум со времени правления первых императоров.
Иносказательно о возможности произвольного совершенствования Дэ и условиях осуществления такой практики есть упоминания и в Даодэцзин, как то например: воздержание, спокойствие, опустошение сердца и т.д.