
Хотя во всем множестве свитков даосских сочинений непременно найдется что-нибудь хорошее, следует распознавать, что в них тонко, а что грубо, и отбирать только то, что достойно практики. Вам не надо читать и заучивать все подряд, обременяя свой ум в течение многих дней и месяцев.
– Бао-пу-цзы, Гэ Хун (пер. Е.А.Торчинова)
Даосизм — одна из древнейших традиций, которая посвящена духовному и телесному совершенствованию человека, к тому именно в ней сохранилось большое количество письменных источников – на шёлке, бамбуковых дощечках и собственно на бумаге, которая также была изобретена именно в древнем Китае. Даосские тексты могут содержать жизнеописание различных практиков Дао 道, также содержать методологические указания и исследования, диаграммы и иллюстрации, биографии и генеалогии, разного рода заповеди и т.п.
Описывающие Дао тексты имеют самые разные цели. Это могут быть разнообразные ритуалы, также проведения религиозных служб, создание амулетов и пр. Но наиболее ценны тексты описывающие практику человека и помогающие ему обрести здоровье, продлить годы жизни, укрепить его силы и помочь в обретении тонуса и энергичности.
Какие же есть посвященные Дао тексты, и как разобраться в том, что к ним относится, а что нет? Существует Дао цзан 道藏 – наиболее полное собрание даосских сочинений. Он состоит из огромного количества текстов. Одними из наиболее ранних и известных даосских сочинений считают такие трактаты, как Даодэцзин 道德經, Чжуан-цзы 莊子 и Ле-цзы 列子. Остановимся на них чуть подробнее.
Даодэцзин известен также как текст пяти тысяч слов, поскольку записан примерно пятью тысячами иероглифов. Это один из величайших шедевров китайской истории, оказавший глубокое влияние на традиционную философию, науку , политику, религию и т. д. Согласно статистическим данным Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры , Даодэцзин является памятником культуры, который больше всего переводится на иностранные языки и публикуется (помимо Библии) . Он известен как «источник китайской культуры» и «император всех писаний».
Трактат Чжуан-цзы представляет собой сборник даосских доктрин, написанных даосских мудрецом Чжуан-цзы и его преемниками. Притчи из Чжуан-цзы полны фантастического воображения, красочного идеологического мира и литературно-художественной концепции. Чжуан-цзы — это не только шедевр философии, но и шедевр аллегории в литературе и эстетике. Он оказал глубокое влияние на развитие китайской литературы и эстетики. Публикация и исследование притч Чжуан-цзы позволяют унаследовать и развивать традиции древнекитайской культуры.
Трактат Ле-цзы был написан Ле Юй-коу 列圄寇 в период Воюющих царств. Книга разделена на восемь глав, каждая из которых состоит из нескольких притч про Дао.
Было несколько попыток составления канона даосских текстов:
В эпоху Северных и Южных династий мастер даосской школы Шанцин 上清派 Лу Сю-цзин 陸修靜 впервые предпринял попытку собрать и классифицировать священные даосские писания и тексты со всего Китая. Во время своих паломничеств к различным горам, где жили выдающиеся даосы, Лу Сю-цзин имел возможность собрать писания различных течений. Около 471 года это привело к созданию канона примерно из 1228 свитков, который был назван «Три пещеры».
В 748 году танский император Сюань-цзун 唐玄宗, который искренне следовал учению дао (утверждалось, что императорская семья являлась потомками Лао-цзы 老子), поручил собрать больше писаний и текстов, расширяющих даосский канон.
Около 1016 года правления династии Сун, Дао цзан был переработан, и многие тексты, собранные во времена династии Тан, были удалены. Третий Дао цзан состоял примерно из более чем 4500 свитков.
В 1444 году во времена династии Мин была сведена окончательная версия, состоящая примерно из 5300 свитков.
Надо понять, при этом, что даосские тексты не ограничиваются только лишь Дао цзаном и есть тексты различных даосских школ, которые не вошли в него.