Древнекитайская философия — даосизм

К Статьям

Древнекитайская философия - даосизм

Даосизм (дао дэ цзя 道德家 и дао цзя 道家) переводится дословно как «учение о пути и благодати» или просто «учение о пути [вещей]». Его относят к трём ключевым учениям Китая (сань цзяо 三教) вместе с конфуцианством и буддизмом. В научных кругах уже длительное время ведутся дебаты на тему того, что есть даосизм и когда он возник. Кто-то называет его философией, иные — религией…
Но есть и такие, кто говорит, что религия и/или древнекитайская философия даосизм не является ни тем, ни другим, а представляет собой сугубо практическое эзотерическое учение. Это учение длительное время оставалось абсолютно недоступным для профанов и просочилось вовне только в период упадка царства Чжоу (1045 — 221 г. до н.э.).

Косвенно в пользу этого свидетельствует то, что многие из известных нам ранних текстов (Нэй е 內 業, И цзин 易經, тексты Мавандуй и др.), отнесенных к даосской традиции, являются трактатами по диетологии, медицине, практикам сексуальной гигиены, методам дао инь 導引 и туна 吐纳, медитациям и т.д. Кроме того, и сам основополагающий даосский текст Даодэцзин 道德經 далек от отвлеченного философствования, но прямо или иносказательно говорит о практике самосовершенствования, способах управления и т.п.

Доведу пустоту [своего сердца] до конца — сохраню полный покой, и тогда все вещи сами будут расти, а я буду ждать их возвращения. Все вещи расцветают и возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называется покоем, а покой называется возвращением к жизни. Возвращение к жизни называется постоянством. Знание постоянства называется просвещением, а незнание постоянства совершает зло. Знающий постоянство становится мудрым, мудрый становится справедливым, а кто справедлив — становится государем.

— Даодэцзин (пер. Ян Хин-шуна)

Если Вы хотите разобраться в истинном смысле данного основополагающего даосского текста, приглашаем Вас принять участие в курсе Смыслы Лао-цзы. Вечная истина Даодэцзина.


Касательно времени возникновения, некоторые ученые высказывают мнение, что древнекитайская философия даосизм вовсе не такая древняя, а возникла лишь в конце правления династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) или и того позже. Более распространенным является мнение, что школа даосизма была создана выдающимся философом VI в. до н.э. Лао-цзы 老子. Но есть и такие, кто находит убедительные доказательства существования даосизма в глубокой древности, со времен первых императоров.

Косвенно в поддержку последнего свидетельствуют следующие факты:


1. Во-первых, сами китайцы уважительно, в честь основателей (легендарный император Хуан-ди 黃帝 и философ Лао-цзы 老子) называют даосизм хуан-лао 黃老, продлевая его историю до третьего тысячелетия до нашей эры.

2. Во-вторых, согласно легенде, Лао-цзы был хранителем императорского архива и библиотекарем при Чжоу, удалившимся от мира. Свой знаменитый текст Даодэцзин, согласно той же легенде, он написал за одну ночь. Текст характеризуется лаконичностью и краткостью конспекта и одновременно охватывает широкий спектр тем, включая вопросы происхождения бытия, объяснения ключевых концепция, методов самосовершенствования, поддержания здоровья, ведения войны и управления государства, а также этических принципов. Это наводит на мысль о существовании мощного всеобъемлющего знания до Лао-цзы.


3. Одновременно с древнейшими копиями Даодэцзин на раскопках Мавандуй и Годянь нашли множество других текстов, посвящённых теории и практическим методам, к которым позднейший даосизм добавил не так уж много.


4. Современник же Лао-цзы, выдающийся философ Конфуций 孔子 (551 – 479 г. до н.э.), согласно записям в сборнике Лунь юй 論語, так прямо и говорил, что все им сказанное было известно задолго до него, а он лишь передатчик знания.

Основополагающими концепциями даосизма являются: Дао 道, Дэ 德, ци 氣, инь-ян 陰陽 и проистекающая из неё теория перемен, которая нашла выражение в триграммах ба гуа 八卦, гексаграммах и чередовании пяти элементов У Син 五行.

Дао: основополагающий принцип не только для даосизма, но и для всей китайской культуры и культуры многих сопредельных государств азиатского региона. Термин крайне многогранный, и нет какого-то единого ортодоксального взгляда на Дао даже среди даосов. В зависимости от контекста иероглиф Дао может переводиться как: путь, дорога, тракт, направление деятельности, способ, метод, правило, обычай, техника, искусство, идея, мысль, учение, правда, истина и т.д. Можно сказать, что Дао — это недуалистический принцип, являющийся источником всего сущего, а естественный путь существования Вселенной. При этом Дао – не божество, которому нужно поклоняться, и не мистический абсолют. Законы Дао едины и для смертных, и для божеств даосского пантеона. Оно обладает неподдающимися определению качествами, которые нельзя выразить словами. Однако считается, что Дао можно познать на собственном опыте, как следствие определенных практик.

Дэ: также является крайне важным понятием даосизма. В Дао дэ цзине данный термин упоминается 44 раза, тогда как Дао – 76. Часто переводится как: добродетель, душевная чистота, высокая нравственность, гуманность, честность, безупречность, великодушие, достоинство, сила духа, душа, доброта, доблесть духа, благословение свыше, высочайшая милость, счастье и т.д. Вообще, некоторые ученые насчитывают более 20 вариантов употребления данного термина. Принято считать, то Дэ – это некоторая внутренняя сила благородного мужа, которую можно взращивать, расширять и усиливать. В пределе своем это ведет к проявлению у вэй 无为, т.е. деятельности без усилий, т.е. деятельности, которая не нарушает естественный порядок вещей и созвучна Дао.

Ци: еще одна важнейшая для китайской культуры концепция. Ци часто переводят как: эфир, газ, газообразное вещество, воздух, атмосфера, туман, дымка, дыхание, дух, настроение, душевные силы, состояние (человека), темперамент, характер, сила, мощь, энергия, жизнеспособность, жизненные силы организма и т.д. Принято считать, что все сущее есть проявление ци. Ци присутствует во всех объектах вселенной и определяет их бытие. Это тончайшая животворящая субстанция, энергия в широком смысле этого слова.

Инь-ян: два противоположных, но равных по силе, взаимно порождающих друг друга и противоборствующих друг с другом начала, порождающих все многообразие вещей и явлений во Вселенной. Инь 陰 – холодное и пассивное начало, ян 陽 – теплое и активное.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте