Даосизм (дао дэ цзя 道德家 и дао цзя 道家) переводится дословно как «учение о пути и благодати» или просто «учение о пути [вещей]». Его относят к трём ключевым учениям Китая (сань цзяо 三教) вместе с конфуцианством и буддизмом. В научных кругах уже длительное время ведутся дебаты на тему того, что есть даосизм и когда он возник. Кто-то называет его философией, иные — религией…
Но есть и такие, кто говорит, что религия и/или древнекитайская философия даосизм не является ни тем, ни другим, а представляет собой сугубо практическое эзотерическое учение. Это учение длительное время оставалось абсолютно недоступным для профанов и просочилось вовне только в период упадка царства Чжоу (1045 — 221 г. до н.э.).
Косвенно в пользу этого свидетельствует то, что многие из известных нам ранних текстов (Нэй е 內 業, И цзин 易經, тексты Мавандуй и др.), отнесенных к даосской традиции, являются трактатами по диетологии, медицине, практикам сексуальной гигиены, методам дао инь 導引 и туна 吐纳, медитациям и т.д. Кроме того, и сам основополагающий даосский текст Даодэцзин 道德經 далек от отвлеченного философствования, но прямо или иносказательно говорит о практике самосовершенствования, способах управления и т.п.
Доведу пустоту [своего сердца] до конца — сохраню полный покой, и тогда все вещи сами будут расти, а я буду ждать их возвращения. Все вещи расцветают и возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называется покоем, а покой называется возвращением к жизни. Возвращение к жизни называется постоянством. Знание постоянства называется просвещением, а незнание постоянства совершает зло. Знающий постоянство становится мудрым, мудрый становится справедливым, а кто справедлив — становится государем.
— Даодэцзин (пер. Ян Хин-шуна)
Касательно времени возникновения, некоторые ученые высказывают мнение, что древнекитайская философия даосизм вовсе не такая древняя, а возникла лишь в конце правления династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) или и того позже. Более распространенным является мнение, что школа даосизма была создана выдающимся философом VI в. до н.э. Лао-цзы 老子. Но есть и такие, кто находит убедительные доказательства существования даосизма в глубокой древности, со времен первых императоров.
Косвенно в поддержку последнего свидетельствуют следующие факты:
1. Во-первых, сами китайцы уважительно, в честь основателей (легендарный император Хуан-ди 黃帝 и философ Лао-цзы 老子) называют даосизм хуан-лао 黃老, продлевая его историю до третьего тысячелетия до нашей эры.
2. Во-вторых, согласно легенде, Лао-цзы был хранителем императорского архива и библиотекарем при Чжоу, удалившимся от мира. Свой знаменитый текст Даодэцзин, согласно той же легенде, он написал за одну ночь. Текст характеризуется лаконичностью и краткостью конспекта и одновременно охватывает широкий спектр тем, включая вопросы происхождения бытия, объяснения ключевых концепция, методов самосовершенствования, поддержания здоровья, ведения войны и управления государства, а также этических принципов. Это наводит на мысль о существовании мощного всеобъемлющего знания до Лао-цзы.
3. Одновременно с древнейшими копиями Даодэцзин на раскопках Мавандуй и Годянь нашли множество других текстов, посвящённых теории и практическим методам, к которым позднейший даосизм добавил не так уж много.
4. Современник же Лао-цзы, выдающийся философ Конфуций 孔子 (551 – 479 г. до н.э.), согласно записям в сборнике Лунь юй 論語, так прямо и говорил, что все им сказанное было известно задолго до него, а он лишь передатчик знания.
Основополагающими концепциями даосизма являются: Дао 道, Дэ 德, ци 氣, инь-ян 陰陽 и проистекающая из неё теория перемен, которая нашла выражение в триграммах ба гуа 八卦, гексаграммах и чередовании пяти элементов У Син 五行.
Дао: основополагающий принцип не только для даосизма, но и для всей китайской культуры и культуры многих сопредельных государств азиатского региона. Термин крайне многогранный, и нет какого-то единого ортодоксального взгляда на Дао даже среди даосов. В зависимости от контекста иероглиф Дао может переводиться как: путь, дорога, тракт, направление деятельности, способ, метод, правило, обычай, техника, искусство, идея, мысль, учение, правда, истина и т.д. Можно сказать, что Дао — это недуалистический принцип, являющийся источником всего сущего, а естественный путь существования Вселенной. При этом Дао – не божество, которому нужно поклоняться, и не мистический абсолют. Законы Дао едины и для смертных, и для божеств даосского пантеона. Оно обладает неподдающимися определению качествами, которые нельзя выразить словами. Однако считается, что Дао можно познать на собственном опыте, как следствие определенных практик.
Дэ: также является крайне важным понятием даосизма. В Дао дэ цзине данный термин упоминается 44 раза, тогда как Дао – 76. Часто переводится как: добродетель, душевная чистота, высокая нравственность, гуманность, честность, безупречность, великодушие, достоинство, сила духа, душа, доброта, доблесть духа, благословение свыше, высочайшая милость, счастье и т.д. Вообще, некоторые ученые насчитывают более 20 вариантов употребления данного термина. Принято считать, то Дэ – это некоторая внутренняя сила благородного мужа, которую можно взращивать, расширять и усиливать. В пределе своем это ведет к проявлению у вэй 无为, т.е. деятельности без усилий, т.е. деятельности, которая не нарушает естественный порядок вещей и созвучна Дао.
Ци: еще одна важнейшая для китайской культуры концепция. Ци часто переводят как: эфир, газ, газообразное вещество, воздух, атмосфера, туман, дымка, дыхание, дух, настроение, душевные силы, состояние (человека), темперамент, характер, сила, мощь, энергия, жизнеспособность, жизненные силы организма и т.д. Принято считать, что все сущее есть проявление ци. Ци присутствует во всех объектах вселенной и определяет их бытие. Это тончайшая животворящая субстанция, энергия в широком смысле этого слова.
Инь-ян: два противоположных, но равных по силе, взаимно порождающих друг друга и противоборствующих друг с другом начала, порождающих все многообразие вещей и явлений во Вселенной. Инь 陰 – холодное и пассивное начало, ян 陽 – теплое и активное.