
Учение о Дао 道 родилось в древнем Китае. В настоящее время сложно оценить время, когда это учение зародилось. Чаще всего, говоря о даосизме, имеют в виду такие понятия, как дао-цзя 道家 или дао-цзяо 道教, и связывают зарождение даосизма с Лао-цзы 老子 и его трактатом Даодэцзин 道德經. Однако, более древнее название учения о Дао звучит как Хуан Лао Сюэ 黄老学. Первый иероглиф указывает на то, что во времена Сыма Цяня первым основателем учения о Дао считался древнекитайский император Хуан-ди 黃帝, родившийся в 2711 г. до н.э., а Лао-цзы – вторым, по хронологии времени, основателем.
Таким образом, учение о Дао существует в Китае уже не менее 5 тысяч лет. За давностью лет и большим количеством сложных исторических событий – войн, междоусобиц, смены правящих династий, завоеваний Китая сначала монголами, а затем маньчжурами – произошло многое, однако тот факт, что все последующие поколения правителей Китая, включая завоевателей, в целом принимали культуру и традиции Китая, позволило донести до наших дней не только культуру, письменность и трактаты, но и часть древней традиции. Даосизм за это время претерпел ряд изменений. Будучи изначально сводом практических знаний и правил, фактически руководством и живым наставлением по совершенствованию себя, даосизм со временем, под влиянием буддизма, конфуцианства и смены исторических эпох, стал восприниматься или как философия, во многом отделенная от практического применения, или как ритуально-религиозная практика. К счастью, огромный пласт древних даосских трактатов, а также сохранившиеся еще даосские школы, практикующие систему самосовершенствования на основе древних принципов, позволяет говорить о том, что древняя традиция даосизма – это не философия и не религиозная практика, а скорее наука, соединяющая в себе глубокие знания о мире и о самом человеке. Дао – понятие, которое не имеет аналога в европейских языках, и традиционно считается сложным для корректного, правильного перевода. Однако, для простоты можно условно принять, что Дао – обозначение изначальной первоосновы, дающей рождение всему сущему, всем вещам и явлениям, и одновременно, закон или «путь», согласно которому все в мире живет, рождается, продолжается, или находит свое завершение.
Казалось бы, почему мы говорим о науке, если речь идет об учении – да еще о том, что нельзя выразить словами? Учения морально-этического плана обычно характеризуются морально-этическими правилами и нормами поведения, принципами, которыми руководствуются люди. Однако найдутся люди, которые могут поставить под сомнение многие правила, не соблюдать их или опровергнуть. Наука же старается оперировать объективными принципами бытия, и сформулировать языком букв и символов – чисел, формул, закономерностей. Слова легко интерпретировать по-разному, числа же интерпретировать сложнее. Конечно, далеко не все можно выразить числом. В древнем Китае также было учение, которое оперировало символами и числами, его целью было объяснить сами законы мироздания, порождения, изменений и завершения всех вещей и явлений в природе. Это учение назвали сян шу чжи сюэ 象數之學 — учение о символах и числах. Но корни этого учения находятся еще глубже, в древних основах, заложенных в знаменитый древнекитайский канон перемен – И цзин 易經.
И цзин – древнекитайский трактат, описывающий универсальную схему изменений вещей и явлений в мире, основываясь на глубоком знании законов перемен, универсальных принципов, определяющих рождение и развитие всего.
Перемены (и) следуют мерам-правилам (чжунь) Неба и Земли. Поэтому они способны полностью сплести дао Неба и Земли. Глядя вверх, будешь наблюдать небесные узоры (вэнь). Глядя вниз, узришь земные построения (ли). По ним познаются причины мрака и света. Исток начала оборачивается концом — в этом познается объяснение смерти и рождения.
— Си цы чжуань (пер. В.И.Еремеева)
Один из главных изначальных законов даосизма описывается как теория инь-ян 陰陽. Практически все в нашем мире имеет пару-противоположность – день и ночь, свет и тьма, Солнце и Луна, вдох и выдох, жизнь и смерть. С точки зрения учения о Дао, после проявления в этом, проявленном мире изначальное единство – тай цзи太極 – разделяется на два взаимодополняющих принципа, два типа энергии – инь 陰 и ян 陽.
Инь-ян является одним из определяющих законов, с практической точки зрения позволяющих систематизировать явления и вещи по их качествам и свойствам. Он создает основу для подбора правильных способов их гармонизации – от энергетических каналов в теле человека, по которым циркулирует энергия ци 氣, до принципов организации правильного питания. В И цзин инь и ян изображены в виде двух символов – черт яо 爻. Прерванная горизонтальная черта олицетворяет инь, цельная горизонтальная черта – ян. Комбинация из трех черт яо называется триграммой гуа 卦, а все возможные комбинации трех черт составляют восемь триграмм ба гуа 八卦. Ба гуа, расположенные в определенном порядке, описывают закон и динамику изменения процессов и явлений. Более сложная система описательных символов состоит из сдвоенных триграмм, называемых гексаграммами. Все возможные комбинации символов из шести черт яо – гексаграмм – составляют 64 универсальные комбинации, описывающие различные состояния различных явлений. Описание 64 универсальных ситуаций – гексаграмм и передается в каноне перемен И цзин.
Однако, это описание основывается на других важнейших принципах, которые можно обозначить также как законы даосизма. Это, например, пять элементов У Син 五行. У Син это еще одна древняя максима, описывающая качества и состояния энергии, их взаимодействия между собой и переходы энергии одна в другую. Эти элементы, или стихии — земли, огня, дерева, воды и металла. Каждая из элементов-стихий питает другую – например, дерево питает огонь, огонь питает землю, земля питает металл, давая таким образом импульс и «путь» перехода энергии в другое состояние.
Существует еще немало базовых понятий, таких, как четыре образа сы сян 四象, ярким примером реализации которых являются четыре сезона года, схема ло шу 洛書(магический квадрат из чисел от 1 до 9), схема хэ ту 河圖 (магический крест из чисел от 1 до 10), и другие важные основы даосизма. Все эти древние, но отнюдь не потерявшие своего значения знания и сейчас открыты для изучения. Ведь путь в 10.000 ли начинается – здесь, под ногами.