Законы даосизма

К Статьям

Законы даосизма

Учение о Дао 道 родилось в древнем Китае. В настоящее время сложно оценить время, когда это учение зародилось. Чаще всего, говоря о даосизме, имеют в виду такие понятия, как дао-цзя 道家 или дао-цзяо 道教, и связывают зарождение даосизма с Лао-цзы 老子 и его трактатом Дао Дэ цзин 道德經. Однако, более древнее название учения о Дао звучит как Хуан Лао Сюэ 黄老学. Первый иероглиф указывает на то, что во времена Сыма Цяня первым основателем учения о Дао считался древнекитайский император Хуан-ди 黃帝, родившийся в 2711 г. до н.э., а Лао-цзы – вторым, по хронологии времени, основателем.

Таким образом, учение о Дао существует в Китае уже не менее 5 тысяч лет. За давностью лет и большим количеством сложных исторических событий – войн, междоусобиц, смены правящих династий, завоеваний Китая сначала монголами, а затем маньчжурами – произошло многое, однако тот факт, что все последующие поколения правителей Китая, включая завоевателей, в целом принимали культуру и традиции Китая, позволило донести до наших дней не только культуру, письменность и трактаты, но и часть древней традиции. Даосизм за это время претерпел ряд изменений. Будучи изначально сводом практических знаний и правил, фактически руководством и живым наставлением по совершенствованию себя, даосизм со временем, под влиянием буддизма, конфуцианства и смены исторических эпох, стал восприниматься или как философия, во многом отделенная от практического применения, или как ритуально-религиозная практика. К счастью, огромный пласт древних даосских трактатов, а также сохранившиеся еще даосские школы, практикующие систему самосовершенствования на основе древних принципов, позволяет говорить о том, что древняя традиция даосизма – это не философия и не религиозная практика, а скорее наука, соединяющая в себе глубокие знания о мире и о самом человеке. Дао – понятие, которое не имеет аналога в европейских языках, и традиционно считается сложным для корректного, правильного перевода. Однако, для простоты можно условно принять, что Дао – обозначение изначальной первоосновы, дающей рождение всему сущему, всем вещам и явлениям, и одновременно, закон или «путь», согласно которому все в мире живет, рождается, продолжается, или находит свое завершение.

Казалось бы, почему мы говорим о науке, если речь идет об учении – да еще о том, что нельзя выразить словами? Учения морально-этического плана обычно характеризуются морально-этическими правилами и нормами поведения, принципами, которыми руководствуются люди. Однако найдутся люди, которые могут поставить под сомнение многие правила, не соблюдать их или опровергнуть. Наука же старается оперировать объективными принципами бытия, и сформулировать языком букв и символов – чисел, формул, закономерностей. Слова легко интерпретировать по-разному, числа же интерпретировать сложнее. Конечно, далеко не все можно выразить числом. В древнем Китае также было учение, которое оперировало символами и числами, его целью было объяснить сами законы мироздания, порождения, изменений и завершения всех вещей и явлений в природе. Это учение назвали сян шу чжи сюэ 象數之學 — учение о символах и числах. Но корни этого учения находятся еще глубже, в древних основах, заложенных в знаменитый древнекитайский канон перемен – И цзин 易經.

И цзин – древнекитайский трактат, описывающий универсальную схему изменений вещей и явлений в мире, основываясь на глубоком знании законов перемен, универсальных принципов, определяющих рождение и развитие всего.

Перемены (и) следуют мерам-правилам (чжунь) Неба и Земли. Поэтому они способны полностью сплести дао Неба и Земли. Глядя вверх, будешь наблюдать небесные узоры (вэнь). Глядя вниз, узришь земные построения (ли). По ним познаются причины мрака и света. Исток начала оборачивается концом — в этом познается объяснение смерти и рождения.

— Си цы чжуань (пер. В.И.Еремеева)

Приглашаем всех заинтересованных ознакомиться с уникальным комментарием законов перемен И Цзин в приложении к человеку и возможностям человека по алхимическому совершенствованию себя на курсе Раскрытие истины И цзина.

Один из главных изначальных законов даосизма описывается как теория инь-ян 陰陽. Практически все в нашем мире имеет пару-противоположность – день и ночь, свет и тьма, Солнце и Луна, вдох и выдох, жизнь и смерть. С точки зрения учения о Дао, после проявления в этом, проявленном мире изначальное единство – тай цзи太極 – разделяется на два взаимодополняющих принципа, два типа энергии – инь 陰 и ян 陽.

Инь-ян является одним из определяющих законов, с практической точки зрения позволяющих систематизировать явления и вещи по их качествам и свойствам. Он создает основу для подбора правильных способов их гармонизации – от энергетических каналов в теле человека, по которым циркулирует энергия ци 氣, до принципов организации правильного питания. В И цзин инь и ян изображены в виде двух символов – черт яо 爻. Прерванная горизонтальная черта олицетворяет инь, цельная горизонтальная черта – ян. Комбинация из трех черт яо называется триграммой гуа 卦, а все возможные комбинации трех черт составляют восемь триграмм ба гуа 八卦. Ба гуа, расположенные в определенном порядке, описывают закон и динамику изменения процессов и явлений. Более сложная система описательных символов состоит из сдвоенных триграмм, называемых гексаграммами. Все возможные комбинации символов из шести черт яо – гексаграмм – составляют 64 универсальные комбинации, описывающие различные состояния различных явлений. Описание 64 универсальных ситуаций – гексаграмм и передается в каноне перемен И цзин.

Однако, это описание основывается на других важнейших принципах, которые можно обозначить также как законы даосизма. Это, например, пять элементов У Син 五行. У Син это еще одна древняя максима, описывающая качества и состояния энергии, их взаимодействия между собой и переходы энергии одна в другую. Эти элементы, или стихии — земли, огня, дерева, воды и металла. Каждая из элементов-стихий питает другую – например, дерево питает огонь, огонь питает землю, земля питает металл, давая таким образом импульс и «путь» перехода энергии в другое состояние.

Существует еще немало базовых понятий, таких, как четыре образа сы сян 四象, ярким примером реализации которых являются четыре сезона года, схема ло шу 洛書(магический квадрат из чисел от 1 до 9), схема хэ ту 河圖 (магический крест из чисел от 1 до 10), и другие важные основы даосизма. Все эти древние, но отнюдь не потерявшие своего значения знания и сейчас открыты для изучения. Ведь путь в 10.000 ли начинается – здесь, под ногами.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте