Идеи Лао-цзы — философия даосизма

К Статьям

Идеи Лао-цзы - философия даосизма

В академических кругах существует разделение даосизма на философский (дао цзя 道家) и религиозный дао цзяо (道教). Считается, что первый возник VI–V вв. до н. э., а его родоначальником считается Лао-цзы 老子, а в последующем появилось религиозное направление даосизма. Включающая идеи Лао-цзы философия даосизма опирается на свой основополагающий трактат Дао дэ цзин 道德經. Основными категориями даосизма являются Дао 道 и Дэ 德. Дао предстает в Дао дэ цзин как недоступное выражению словами и восприятию, вечное, всеобъемлющее и являющееся источников всех вещей. Дэ является проявлением Дао.

Дао рождает сущее и его питает. Рождает, но им не обладает и действует, не замышляя преднамеренно. Оно все взращивает, но ничем не повелевает, и это Сокровенной Силой-Дэ зовется, знаю!

— Дао дэ цзин (пер. Е.А.Торчинова)

Сам трактат имеет большое количество комментариев, переводов и трактовок.

Однако, представлять даосизм как философию было бы неверно. Древний даосизм всегда нес в себе практическую составляющую и фактически проникал во все сферы человеческого бытия. Древняя китайская наука, искусство, политика — все это содержит в себе принципы и идеи даосизма. Основой даосского учения являются практики внутренней алхимии (нэйдань 内丹), представляющие собой совершенствование тела и духа, жизненности Мин 命 и природы Син 性. Следование Дао является не просто формальным термином, отражающим применение каких-либо морально-этических принципов, но результатов практики. Именно в этом контексте необходимо рассматривать содержание Дао дэ цзина. Также именно в контексте практики нужно трактовать места трактата, отражающие качества совершенного правителя и принципы управления государством, так как правитель — это совершенный мудрец, следующий Дао и благодаря этому государство процветает:

Но каждое из множества существ стремится неизменно к корню своему, а возвращение к корню я назову покоем.
Покой я назову возвратом к жизненности изначальной судьбы. Возврат к жизненности назову я постоянством.
Знание постоянства назову я просветленной мудростью.
Тот, кто не знает постоянства, живет во мраке заблуждений и творит порочные дела. Но постоянство знающий обширно всеохватен. И эту всеохватность назову я всеобщностью.
Тот, кто обрел сию всеобщность, достоин быть царем.

— Дао дэ цзин (пер. Е.А.Торчинова)

Трактат содержит и другие указания на практический характер учения даосизма:

О, заслони свои отверстия, запри свои врата, и до конца жизни не будешь изнурен. А того, кто отверзает свои отверстия и вмешивается во все дела на свете, не спасет ничто, пока он не умрет.

— Дао дэ цзин (пер. Е.А.Торчинова)

Написанный образным языком и содержащий парадоксальные с точки зрения современного человека, не знакомого с традицией даосизма, высказывания, Дао дэ цзин воспринимается абстрактной философией, что в корне неверно.

Для понимания смысла этого древнего текста необходимо познакомиться с различными комментариями не только современных синологов, но и практиковавших даосов и алхимиков.

Разбор различных комментариев, отдельных фраз и глав Дао дэ цзин для понимания его истинного содержания проходит на курсе Смыслы Лао-цзы. Вечная истина Дао дэ цзина.
Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте