Имя Лао-цзы 老子 связано с одним из самых знаменитых даосских трактатов Даодэцзин 道德經. Именно Лао-цзы приписывают его авторство. Согласно легенде, он написал его, когда направлялся на запад и переходил пограничную заставу по просьбе ее начальника Инь Си 尹喜. Приведем несколько избранных изречений Лао-цзы, которые содержат основные идеи Даодэцзин.
В трактате содержатся сведения об основании мира, даосской космологии, основных понятиях даосизма — Дао 道, Дэ 德, Увэй 無為, о практическом применении этих понятий, в частности в управлении страной.
Так описывается начало вселенной и появление всех вещей:
Дао рождает Одно.
— Даодэцзин (пер. Е.А.Торчинова)
Одно Двоих рождает.
Двое рождают Трех,
Трое рождают все сущее.
Это обозначает, что из Дао происходит ци 氣 (одно), из ци рождается Небо и Земля, в их основе лежат инь 陰 и ян 陽 (два). Из их взаимодействия рождается человек (три).
Дао предстает безграничным, невыразимым словами, являясь матерью всего сущего и основой всего в мире.
Дао-Путь постоянно и безымянно.
— Даодэцзин (пер. Е.А.Торчинова)
Великий Путь, безбрежное Дао, повсюду растекается оно. Вот оно слева, но оно и справа. Все сущее, опираясь на него, рождается, но Дао им не обладает.
— Даодэцзин (пер. Е.А.Торчинова)
У вэй — это состояние недеяния, то есть невмешательства в естественный ход вещей. Однако, это не пассивное бездействие — находящийся в этом состоянии практик достигает своих целей, следуя природе вещей.
Поэтому совершенномудрый пребывает в делах недеяния и не прибегает к словам, осуществляя учение
— Даодэцзин (пер. Е.А.Торчинова)
Понятие у вэй связано с другим понятием — цзы жань 自然 . Цзы жань — это естественность, атрибут Дао, которое «следует самому себе»
Человек берет за образец Землю,
— Даодэцзин (пер. Е.А.Торчинова)
Земля берет за образец Небо,
Небо берет за образец Дао,
а Дао берет за образец свою самоестественность.
В то же время Дао дэ цзин не просто философский трактат, описывающий структуру даосской традиции. Этот текст несет в себе практическое значение. Однако будучи написанным образным языком, он не понятен современному человеку, не связанному с практиками даосского самосовершенствования. Тем не менее, некоторые указания на это можно увидеть даже посвященному в практики человеку:
Возвращение к самому себе — вот принцип движения Дао-Пути
— Даодэцзин (пер. Е.А.Торчинова)
Не выходя со двора, я познаю Поднебесную. Не открывая окна, зрю я небесный Путь-Дао.
— Даодэцзин (пер. Е.А.Торчинова)
Эти фразы указывают на то, что человек может достичь Дао, совершенствуя себя. Детали таких практик в даосизме передаются изустно от Учителя к ученику, поэтому в трактатах, как правило, сложно найти прямые инструкции и указания на эти практики.