Символ «единства и борьбы» противоположностей, круг с вписанными в него двумя «капельками» черного и белого цвета в настоящее время является одним из наиболее известных, узнаваемых символов в мире. Две капельки, половинки одного целого, издревле названы в Китае именами инь 陰 и ян 陽. Понятия инь и ян описывают два разнонаправленных глобальных принципа, выражение которых можно найти во многих сферах жизни и явлениях нашего мира.
Первый принцип – ян – выражает солнце, свет, день, тепло, огонь, лето, активное «мужское» начало. Второй принцип – инь – выражает ночь, тьму, луну, холод, зиму, принимающее «женское» начало. Иероглифы, изображающие инь и ян, являются сложносоставными. Оба они содержат в себе знак 阝, обозначающий гору, или холм. В дополнение к этому знаку, иероглиф ян содержит в себе знак 日, отображающий солнце, а также знак 彡, отображающий солнечные лучи. Иероглиф инь в дополнение к знаку «горы» или «холма» содержит элемент 云, обозначающий тучу или облако.
В древнем Китае зарождение проявленного мира описывалось как разделение изначального единого на два противоположных принципа, что нашло отражение в древнекитайской схеме тай цзи ту 太極圖. Великий предел тай цзи 太極 – единый круг, включающий в себя взаимодействующие друг с другом принципы – инь и ян – часто используется как символ учения о Дао.
То инь, то ян — это называется Дао.
— Си цы чжуань (пер. В.Е. Еремеева)
Каждый даже в силу житейского опыта может заметить, что инь и ян сменяют друг друга. Ночь сменяется днем, холодное время года – теплым. Вода изначально холодная, охлаждающая, при нагревании до кипения испаряется, и потом пар выпадает конденсатом, и снова становится водой. Поэтому нет ничего более постоянного в нашем мире, чем перемены. Таким образом, происходящие из Дао инь-ян, отображающие круговорот превращения одного в другое, являются символом не только Дао, но и в целом того, как устроена жизнь.
Существуют ситуации, когда инь и ян, взаимодействуя, соединяются друг с другом в единое целое. В случае, например, соединения мужского и женского начала рождается плод, соединение мужчины и женщины создает человека. В практическом даосизме существует и другой пример – это практика совершенствования себя в Дао, когда практикующий соединяет две части себя – изначальную энергию юань ци 原气 или судьбу мин 命, и природу сердца син 性, которая примерно соответствует понятию души, в единое целое. Такое соединение син и мин, инь и ян является серьезным достижением на пути совершенствования в Дао 道, и знаменует собой достижение алхимической стадии дисянь 地仙. Поэтому сам путь к Дао знаменует собой преодоление двойственности человека и обретение единства.