С древности до наших дней людей притягивают тайны мироздания. Солнце и Луна восходят над нашим небосводом и заходят за горизонт в строго определенное время, звезды не небесном своде «движутся» по точным траекториям. Люди с глубокой древности заметили это, потому древние греки называли огромный и сложный окружающий мир словом «космос», обозначая так порядок во Вселенной. Движение небесных светил, определяющее сезоны года и периоды календарей, циклично и происходит в соответствии с тем самым порядком космоса. Для современного человека это может показаться удивительным, но в древности перед любым важным делом было принято сверять свои планы с движением небесных светил, попытаться выбрать правильное время начало и конца любого дела, чтобы, таким образом, встроиться в этот глобальный, всеобщий порядок вещей. Некоторые же дела, обреченные на неудачу вследствие этого глобального и непостижимого порядка вещей, не стоило и начинать. Поэтому различные системы прорицания и гадания были важнейшей частью жизни древних.
Уже примерно 3000 лет назад, в династию Чжоу 周朝, за тысячу лет до нашей эры, древние китайцы постигали законы перемен, и выразили это понимание в виде канона перемен И цзин 易經, или Чжоу и 周易. Название Чжоу И можно перевести по-разному. Иероглиф Чжоу 周 имеет несколько значений, среди которых — оборот, круг, цикл, везде, повсюду, полный, исчерпывающий. Иероглиф И 易 также имеет несколько значений — перемена, метаморфоза, неизменность, твердость. Таким образом, название Чжоу и можно перевести по-разному — и как «круг перемен», и как «неизменность кругооборота», и как «полная неизменность». Это служит своеобразным символом и примером того, что канон Перемен не является, да и не может являться обычным, простым текстом в современном понимании — толкование отдельных гексаграмм И цзин и проникновение в другие тайны этого древнего текста является непростой задачей, требующей глубокого понимания базовых понятий китайской традиции.
Принципами и символами И цзин были пропитаны все стороны жизни древнего Китая – от астрологии до астрономии, от принципов работы с компасом до музыки и лечения людей, от боевых искусств до тайн продления жизни и даосской алхимии. Существуют комментарии, в том числе и от практикующих даосов, которые позволяют приоткрыть для себя тайны «Книги перемен» именно с этой точки зрения – сохранения здоровья и жизни, продления жизни, и совершенствования себя методами даосской алхимии в соответствии с законами перемен.
Перемены с Небом и Землей совпадают.
Поэтому могут полностью сплести Дао Неба и Земли.
Смотрю вверх — созерцаю в Небе узоры-вэнь.
Смотрю вниз — рассматриваю на Земле узоры-ли
По ним познаю основы мрака и света.
Исток-начало обращается концом,
По ним познаю смысл жизни и смерти.
Основа Чжоу И представляет собой 64 гексаграммы – 64 графические фигуры, или схемы, отображающие различные ситуации или состояния, возникающие вследствие трансформации энергии по законам перемен. Каждая гексаграмма состоит из шести черт яо爻. Черты яо представляют собой горизонтальную черту – либо цельную, либо разомкнутую посередине — и призваны служить универсальным обозначением принципа инь-ян 陰陽. Цельная черта обозначает ян 陽, разомкнутая черта обозначает инь 陰. В тексте Чжоу И к каждой гексаграмме приведено название — гуа мин 卦名, краткое утверждение гексаграммы – туань цы 彖辞, и комментарий из шести строк – яо цы 爻辭.
Исследователи И цзин считают, что комментарии и названия были добавлены к гексаграммам позднее. Для каждой черты яо в гексаграмме имеется одна строка-комментарий, эти комментарии в совокупности помогают приблизиться к пониманию смысла, заложенного в элементы И цзин. Однако, в силу универсального характера Чжоу и как иллюстрации любых перемен в принципе, комментарии к строкам яо носят абстрагированный, универсальный характер. Потому и существует ицзинистика как отдельное направление, изучающее как канон перемен в целом, так и значение отдельных элементов И цзин, толкование гексаграмм.
Для проникновения в тайны элементов, а также порядок их расположения в И цзин – толкование гексаграмм является одной из важных практических задач в этом направлении – важно рассмотреть структуру гексаграмм. Подобно тому, как в современной компьютерной технике все многообразие информации об окружающем мире передается всего двумя цифрами – 0 и 1 – в Древнем Китае с помощью черт яо также обозначали два типа энергии, два основополагающих принципа мира, инь и ян, которые образуют все явления путем взаимодействия друг с другом на различных уровнях. Для проникновения в порядок явлений и их упорядочивания в Древнем Китае была разработана система знаний сяншучжи-сюэ 象數之學 – учение о символах и числах. Одними из базовых элементов этого учения были триграммы – комбинации из трех черт яо. Различные комбинации таких трех черт яо составляют восемь триграмм, или ба гуа 八卦, которые стали важнейшими символами Древнего Китая. Ими обозначали фундаментальные принципы бытия, например, такие важнейшие понятия, как цянь 乾 и кунь 坤 – «небо» и «земля», восемь сторон света, и т.д. Гексаграммы И цзин фактически состоят из двух совмещенных триграмм – все возможные комбинации восьми триграмм в сочетании друг с другом и образуют 64 гексаграммы.
Существует большая комментаторская традиция И цзин, толкование гексаграмм в которой играет важную роль. Самыми древними комментариями считаются «Десять крыльев» Ши и 十翼. Один из этих комментариев, Си цы чжуань 繫辭傳, говорит, что совершенный муж цзюнь цзы 君子, являющийся примером добродетельной и гармоничной жизни, находит и радость, и спокойствие, и основу для принятия решений (предсказание грядущего) в изучении образов и порядка Перемен:
То, в чем цзюньцзы находит покой для жизни – порядок Перемен,
— Си цы чжуань (пер. Е.А. Лукьянова)
То, что (цзюньцзы) с радостью изучает, — афоризмы к чертам.
Поэтому:
Если цзюньцзы пребывает (в покое), то вникает в их (Перемен) образы и изучает их афоризмы,
Если (цзюньцзы) действует, то вникает в их (Перемен) метаморфозы и изучает их предсказания.