О книге Сунь-цзы «Искусство войны»

Более 2400 лет назад был написан, пожалуй, самый известный в мире трактат о войне – Сунь-цзы бин фа 孫子兵法— Сунь-цзы о военном искусстве (Законы войны Учителя Суня), который чаще всего переводят как «Искусство войны».
Соперничество и противоборство – своеобразный прообраз «войны» — повсеместно встречается в социуме, когда проявляется конкуренция в бизнесе за ресурсы, конкуренция в обществе – за внимание противоположного пола, за возможности карьерного роста и роста благополучия. Именно поэтому трактат Сунь-цзы «Искусство войны» стал популярной книгой не только в военных академиях, но и в бизнес-среде, в бизнес-школах, при подготовке спортсменов и спортивных команд, и других сферах деятельности, связанных с соперничеством.
Рассматривая факты истории, соперничество, конкуренция, противоборство за те или иные блага и ресурсы, война – по-видимому, неизбежное зло, существование которого в мире приходится констатировать, как некую противоположность добру — миру. В китайской культуре, полностью построенной на понимании мироустройства и жизни в целом, как взаимодействия двух противоположных начал – инь и ян – такое понимание уже более 24 столетий назад выражено в самой первой цитате Сунь-цзы «Искусство войны»:
Сунь-цзы сказал: война — это важное государственное дело. Место [где решается] — жить или умереть, путь к выживанию или погибели. [Поэтому] в ней нельзя не разобраться.
— Сунь-цзы, Искусство войны (пер. В.В. Башкеева)
Таким образом, в приведенной из трактата Сунь-цзы «Искусство войны» цитате война вовсе не пропагандируется как способ решения проблем, а лишь признает, что война – то, в чем следует разобраться.
Более того, наилучшим способом выиграть войну признается способ, когда добиваются своих целей, вовсе не сражаясь:
Сунь-цзы сказал: Закон для всякого, использующего войска [таков]:
Сунь-цзы, Искусство войны (пер. В.В. Башкеева)
Наилучшее — сохранить государство врага в целости, на втором месте — сокрушить это государство. Наилучшее — сохранить армию врага в целости, на втором месте — разбить ее. Наилучшее — сохранить бригаду врага в целости, на втором месте — разбить ее. Наилучшее — сохранить батальон врага в целости, на втором месте — разбить его. Наилучшее — сохранить роту врага в целости, на втором месте — разбить ее. Наилучшее — сохранить взвод врага в целости, на втором месте — разбить его.
Поэтому сто раз сразиться и сто раз победить — это не лучшее из лучшего; Не сражаясь, покорить чужую армию — вот лучшее из лучшего».
Таким образом, приведенные из трактата Сунь-цзы «Искусство войны» цитаты свидетельствуют, что главное видится не в количестве войск и вооружении, начинать в подготовке следует с понимания основ, к коим автор трактата причисляет:
Итак, она (война – прим.) состоит из пяти основ. Сверяйтесь с ними для планирования и стремитесь постичь их дух. Первая — Путь (Дао). Вторая — Небо. Третья — Земля. Четвертая — Полководец. Пятая — Закон.
— Сунь-цзы, Искусство войны (пер. В.В. Башкеева)
Несмотря на то, что военная наука и в древности и по настоящее время считает важным численное преимущество собственных войск над противником, история знала немало примеров, когда с относительно небольшими силами блестящие полководцы побеждали значительно превосходящие в численности силы противника. Таким образом, победа или поражение не сводятся только к военной силе, численности армии и вооружении, а зависят от более тонких вещей. Более того, то, что сейчас кажется сильной стороной – может оказаться слабой по прошествии времени, или в других обстоятельствах, или в другой местности. Таким образом, «у войска нет неизменной мощи» (бинъу чан ши, 兵无常势), и важно «владеть изменениями и превращениями», т.е. понимать законы и принципы изменений, происходящих в мире:
Поэтому у войска нет неизменной мощи, у воды нет неизменной формы. Кто умеет в зависимости от противника владеть изменениями и превращениями и одерживать победу, тот называется божеством. Поэтому среди пяти элементов природы нет неизменно побеждающего; среди четырех времен года нет неизменно сохраняющего свое положение. У солнца есть краткость и продолжительность, у луны есть жизнь и смерть.
— Сунь-цзы, Искусство войны (пер. Н.И. Конрада)
Важно пояснить, что в Древнем Китае понимали, что практически любая деятельность человека в немалой степени зависит от циклических перемен. Например, смена 4 времен года 四时 сы ши оказывает существенное влияние на условия практически любой деятельности, также влияют на человека смена дня и ночи; вслед за древнекитайскими мудрецами современная наука признает существенное влияние, например, на самочувствие человека, циклов луны. Пять элементов природы в цитате – это древнее понятие у син 五行 (пять элементов, пять стихий, пять действий – огонь, металл, вода, почва, дерево) — концепция, которое имеет универсальный характер и описывает важнейшие принципы того, как циклически изменяются все процессы и явления, а также описывает взаимосвязи между процессами и явлениями
В итоге, если противоборство, конфликты и конкуренция, как «мягкие» виды «войны», неизбежны, если «война» в том или ином виде является частью процесса жизни, то для получения настоящих преимуществ в подобных противоборствах важно изучать более глубокие принципы, а также знать свои собственные сильные и слабые стороны:
Поэтому и говорится: если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение.
— Сунь-цзы, Искусство войны (пер. Н.И. Конрада)