Концепции даосизма

К Статьям

Концепции даосизма

Даосизм (дао цзя 道家) – одна из древнейших систем практического знания о мире, человеке и путях их гармоничного взаимодействия. Длительное время и во всей полноте это знание было доступно лишь ограниченному кругу посвященных, преимущественно правящему классу. Некоторая дегерметизация знания произошла в период упадка царства Чжоу (с 1045 года до н. э. по 221 год до н. э.), т.е. в период вёсен и осеней и последующую эпоху воюющих царств, что породило широкий спектр философских учений в этот период, а в более поздние времена привело к формированию даосской религии (дао цзяо 道教).

Современный даосизм включает в себя множество различных концепций. Некоторые из них позаимствованы из других учений (наиболее характерно это для религиозного даосизма), иные концепции даосизма возникли как закономерное развитие изначальных представлений. Наиболее древние и основополагающие концепции даосизма указаны в единодушно признаваемом важнейшим трактате Дао дэ цзин 道德經. Это такие концепции, как: Дао 道, дэ 德, инь-ян 陰陽, ци 氣.

Если Вам интересно побольше узнать о даосском учении, познакомиться с его историей, концептуальным аппаратом, практическим значением приглашаем Вас присоединиться к курсу Основы Даосизма.

Дао – путь, но в даосском понимании это не тот путь, который можно пройти, а скорее некоторый первопринцип, «путь существования вещей». Оно вечно и существует прежде неба и земли. Оно разливается повсюду, подобно воде, присутствует в каждой вещи. Из него проистекает все сущее. При этом это не божество, требующее себе поклонения. Оно туманное и неясное, ускользающее от взора. Его нельзя потрогать и нельзя описать словами, его можно только пережить на личном опыте. Его можно потерять, но также ему можно следовать, что приведет к гармонии.

Дэ, с одной стороны, описывается как некая универсальная сила, вскармливающая вещи, а с другой — некий универсальный моральный принцип. Благодаря Дэ благородный муж добивается успеха в обществе, а военачальник благодаря Дэ одерживает победу. Дэ можно накапливать путем специальных практик. Высшая степень Дэ дает возможность действовать без усилий, не нарушая гармонии, реализуя принцип у вэй 無為 (недеяние).

Дао и Дэ – две плотно взаимосвязанные концепции и рассматриваются в трактате Дао дэ цзин совместно. При этом Дэ вторично по отношению к Дао.

Дао рождает [вещи], Дэ вскармливает их, взращивает их, совершенствует их, делает их зрелыми, ухаживает за ними, поддерживает их. Создавать и не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим не повелевать. Вот что называется глубочайшим Дэ.

— Дао дэ цзин (пер. Ян Хин-шуна)

Инь 陰 и ян 陽 – один из этапов космогенеза в даосской традиции — двоица взаимно порождающих и сдерживающих друг друга начал, порожденных Великим Пределом тай цзи 太極. Эти два начала равны по силе, обладают диаметрально противоположными свойствами и не могут существовать друг без друга в Мире Проявленного. Их непрерывное взаимодействие рождает все во Вселенной. Закономерным развитием концепции инь-ян являются: четыре символа сы сян 四象, восемь триграмм ба гуа 八卦 и 64 гексаграммы, составляющие основу канона перемен И цзин 易經.

Ци – энергия в общем смысле этого слова, тончайшая субстанция, пронизывающая все сущее, универсальная движущая сила, животворный фактор. Предполагается, что существует большое количество различных видов ци, более грубых и более тонких. В некоторых позднейших даосских течениях её рассматривают также как универсальный строительный материал всех объектов во Вселенной.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте