Меридианы человека — китайская медицина об устройстве человеческого тела

К Статьям

Меридианы человека - китайская медицина об устройстве человеческого тела

Пожалуй, важнейшее отличие традиционной китайской медицины от современной западной – это древняя концепция о том, что помимо крови и лимфы, по организму человека циркулирует энергия – субстанция, обозначаемая в Китае иероглифом ци 氣 (气). Именно энергия является тем ключом к пониманию глубинных процессов внутри тела, от которых зависит — будет ли человек полным сил и энергии, либо будет болеть и плохо себя чувствовать. То есть именно энергия определяет по-сути качество жизни и продолжительность жизни человека. Сложнейшая сеть энергетических путей – меридианов, энергетических каналов – соединяет между собой все внутренние органы и важнейшие энергетические центры человека. По этим каналам циркулирует ци, питая и очищая внутренние органы и системы организма, управляя процессом кровообращения и другими важнейшими процессами, от которых зависит жизнь человека.

Энергия ци – это не что-то умозрительное, каждый из нас постоянно сталкивается с ее проявлениями в окружающем мире в виде солнечного тепла или тепла костра, прохлады воды и ветра, ощущает изменения при смене времен года, ночи и дня. Человеку от рождения достается изначальная энергия юань ци 原气, в процессе жизни человек также не только тратит энергию, но и получает питательную ин ци 营气 в процессе питания и питья, и совокупную цзун ци 宗气, образующуюся в результате соединения питательной ци и энергии вдыхаемого воздуха. По системе каналов и меридианов, как по сети рек, ручьев, озер и морей, циркулирует истинная ци — чжэнь ци 真气, или, как ее еще называют, жизненная ци – чжэн ци 正气, образующаяся из соединения изначальной, полученной от рождения, и приобретенной в процессе жизни энергии. Изучающая меридианы человека китайская медицина владеет большим арсеналом методов регулировки движения энергии по системе каналов и меридианов. Подобно тому, как в природе вода может застаиваться, загрязняться, скапливаться перед заторами, или напротив, уходить из рек и озер, снижая там уровень воды – так и энергия в теле человека может требовать регулировки.

Подробные разъяснения о принципах функционирования системы каналов и меридианов, циркуляции по ним энергии, а также методах диагностики и регулировки такой циркуляции, содержатся в древнем трактате Хуан-ди нэй цзин黃帝內經, составленном от лица императора Хуан-ди黃帝, родившегося в 2711 г. до н.э., и его советников и наставников.

Всех, кому интересно узнать о принципах устройства человека и законах, регулирующих сохранение здоровья и самой жизни, приглашаем присоединиться к курсу Хуан-ди нэй цзин.

Я слышал, что во времена высокой древности совершенномудрые имели теорию, объясняющую устройство человеческого тела. Они выделяли органы цзан и фу, различали каналы меридианов-цзин и ответвлений-ло, понимали места соединений между меридианами, знали последовательность циркуляции дыхания-ци по меридианам, знали, в каких точках проходит дыхание-ци и в какой последовательности, и для каждого места имелось свое обозначение.

— Хуан-ди нэй цзин (пер. Б.Б.Виногродского)

Какие меридианы человека китайская медицина считает важнейшими для регулировки – также указано в этом древнем трактате. Прежде всего, выделяют 12 основных меридианов, или каналов, называемых также парными, по которым энергия циркулирует и совершает полный цикл циркуляции в течении земных суток – 24 часов. Таким образом, на каждый из 12 меридианов приходится по 2 часа, когда энергия находится в меридиане и максимально его наполняет. Также есть и обратный эффект – у каждого из этих меридианов в течение суток есть 2 часа, когда энергия наполняет его в минимальном объеме. Каждые сутки эта циркуляция повторяется по одному и тому же принципу-маршруту.

Маршрут движения энергии – ход меридиана – располагается частично внутри тела, а частично на поверхности тела. В зависимости от того, по поверхности какой части тела проходит канал – например, по рукам или ногам – он называется «ручным» или «ножным». Также в названии меридиана отражается название одного из важнейших органов человека – того органа, который и получает энергию по этому меридиану – например, есть меридианы сердца, печени, почек, желудка, легких, селезенки, мочевого пузыря, желчного пузыря, тонкого кишечника, толстого кишечника. Еще одной важной характеристикой является отнесение меридиана к инь 陰 или к ян 陽 – двум важнейшим принципам китайской цивилизации, сочетание которых формирует все явления окружающего нас мира и самого человека, как его части. Из 12 основных меридианов 6 относятся к ян, и 6 относятся к инь.

Янские меридианы так или иначе связаны с головой. Три из них начинаются на голове – желудка, мочевого пузыря, и желчного пузыря – и заканчиваются на кончиках пальцев ног. Три других янских меридиана начинаются на кончиках пальцев рук, и заканчиваются на голове — тонкого кишечника, толстого кишечника, и меридиан трех обогревателей.

Канал тройного обогревателя, или сань-цзяо 三焦 не относится к привычному нам органу, как, например, меридиан печени, но имеет отношение к важной энергетической составляющей организма, которая называется тройным обогревателем. Тройной обогреватель управляет, ни много ни мало, всей энергией ци в организме, а также контролирует изменения ци. Фактически тройной обогреватель – это своеобразные пути, по которым циркулирует изначальная, первичная ци в организме, а также жидкости тела. Также тройной обогреватель играет важную роль в образовании питательной ци – в процессе переваривания пищи.

Иньские меридианы связаны, в свою очередь, с грудной клеткой. Три канала начинаются в области грудной клетки и заканчиваются на пальцах рук — сердца, легких и перикарда. Перикард – это также не совсем орган в классическом смысле, а своеобразная система защиты сердца, включающая в себя защитную «сумку», в которой находится сердце – первую линию защиты сердца от внешних патогенных воздействий. Вместе с каналом тройного обогревателя канал перикарда участвует в управлении энергетической системой организма. Три других иньских меридиана начинаются на стопах, и заканчиваются в области грудной клетки – это меридианы почек, печени, и селезенки.

Кроме 6 иньских и 6 янских каналов, к основным также переднесрединный меридиан жэнь-май 任脉 и заднесрединный меридиан ду-май 督脉. Они начинаются в области промежности, и заканчиваются на голове. Переднесрединный канал проходит по срединной линии передней поверхности тела, его называют также «меридианом зачатия». Этот меридиан контролирует движение энергии ци во всех меридианах инь. Заднесрединный меридиан ду-май проходит по срединной линии спины, и пересекается со всеми каналами, относящимися к принципу ян. В связи с этим, меридиан-«сосуд» ду-май называют «верховным управителем всей ян», а также «морем ян-сосудов». Два «сосуда» жэнь-май и ду-май также причисляют к «чудесным меридианам», которые не включены в последовательную циркуляцию энергии ци по телу, происходящую каждые сутки. Однако, эти меридианы считаются меридианами постоянной циркуляции. Существуют еще 6 чудесных меридианов, циркуляция по которым не происходит постоянно, а лишь при соблюдении определенных факторов, а также 12 мышечно-сухожильных меридианов, связанных с 12 основными меридианами.

Кроме того, существуют еще коллатерали, соединяющие меридианы между собой, и большое количество энергетических центров на каждом канале, многие из которых используются как точки акупунктуры или акупрессуры. Конечно, это лишь краткое и упрощенное обозначение той сложной и удивительной системы энергетических связей, каналов и меридианов, которая обеспечивает функционирование, здоровье и саму жизнь человека.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте