Мэн-цзы 孟子 (годы жизни 372-289 гг до н.э.), или Мэн Кэ 孟軻 — представитель конфуцианства периода Воюющих царств, древнекитайский мыслитель, политик и просветитель, автор одноименного трактата Мэн-цзы. Мысли Мэн-цзы оказали большое влияние на Китай в период после династий Тан и Сун. Его статус уступает лишь статусу Конфуция 孔子. Мэн-цзы оказал глубокое влияние на развитие конфуцианства. В последствии его трактат был включен в Тринадцатикнижие (Ши сань цзин 十三經 ) и Четверокнижие (Сы шу 四書), куда входили тексты, ставшие основой классического образования и подлежавшие изучению для сдачи государственных экзаменов на получение должностей.
Его отец умер рано, и Мэн-цзы воспитывался матерью, которая старалась создать благоприятные условия для его образования. Он унаследовал взгляды Конфуция и построил собственную теорию. Он пытался развить политическую доктрину конфуцианства и внедрить идеи управления государством, бывал во многих государствах, где излагал свои взгляды их правителям и своим ученикам, и надеялся на назначение на государственную службу, чтобы иметь возможность внедрить свои идеи. Но эти его замыслы не увенчались успехом, и он вернулся на родину.
Существуют разные мнения насчет авторства текста Мэн-цзы. Одни считают Мэн-цзы единственным автором трактата, другие — что они написал его в соавторстве со своими учениками.
Среди главных идей Мэн-цзы фигурируют доброжелательность и праведность. Он считал, что человек рождается, имея 4 качества: праведность, доброжелательность, мудрость и порядочность — он может сохранить и расширить их.
Среди людей нет таких, которые бы не стремились к добру, [так же как] нет такой воды, которая не стремилась бы [течь] вниз.
— Мэн-цзы (пер. Л.И.Думана)
В своих политических взглядах Мэн-цзы выдвигал на первое место идею доброжелательности власти и закона. Он считал, что жесткое обращение с народом убьет страну, а народ следует ценить больше, чем правителя. Правителю следует обращать внимание на народ. Мэн-цзы придавал большое значение поддержке народа и считал это очень важным в установлении или потере мира. Он сравнивал отношения между правителям и управляемым им народом с отношениями между родителями и детьми, считая, что правителям нужно заботиться о чаяниях населения, а людям нужно служить правителям.
Разве, когда у власти человеколюбивый правитель, опутывают народ сетями [закона]? Поэтому мудрый правитель определяет народу различные занятия, чтобы он непременно имел средства для обеспечения родителей и для содержания жен и детей; чтобы в урожайный год он был постоянно сыт, а в неурожайный год мог бы избежать смерти. Если после этого он будет побуждать народ стремиться к добру, то в таком случае народ легко последует за ним.
— Мэн-цзы (пер. Л.И.Думана)
Идеи, изложенные в трактате Мэн-цзы, оказали глубокое влияние на развитие китайской прозы последующих поколений.
Несмотря на то, что Мэн-цзы был представителем конфуцианства, в его трактате присутсвуют и идеи даосизма. Например, неоднократно, упоминается понятие Дао 道:
Дао [управления] народом таково: те, кто имеет постоянное занятие, обладают постоянными [добрыми] чувствами. Те, кто не имеет постоянного занятия, не обладают постоянными [добрыми] чувствами.
— Мэн-цзы (пер. Л.И.Думана)
Это свидетельствует о том, что концепции даосизма и его представления о человеке и мире глубоко пронизывали все сферы человеческого бытия.