Мэн-цзы

К Статьям

Мэн-цзы - представитель конфуцианства

Мэн-цзы 孟子 (годы жизни 372-289 гг до н.э.), или Мэн Кэ 孟軻 — представитель конфуцианства периода Воюющих царств, древнекитайский мыслитель, политик и просветитель, автор одноименного трактата Мэн-цзы. Мысли Мэн-цзы оказали большое влияние на Китай в период после династий Тан и Сун. Его статус уступает лишь статусу Конфуция 孔子. Мэн-цзы оказал глубокое влияние на развитие конфуцианства. В последствии его трактат был включен в Тринадцатикнижие (Ши сань цзин 十三經 ) и Четверокнижие (Сы шу 四書), куда входили тексты, ставшие основой классического образования и подлежавшие изучению для сдачи государственных экзаменов на получение должностей.

Его отец умер рано, и Мэн-цзы воспитывался матерью, которая старалась создать благоприятные условия для его образования. Он унаследовал взгляды Конфуция и построил собственную теорию. Он пытался развить политическую доктрину конфуцианства и внедрить идеи управления государством, бывал во многих государствах, где излагал свои взгляды их правителям и своим ученикам, и надеялся на назначение на государственную службу, чтобы иметь возможность внедрить свои идеи. Но эти его замыслы не увенчались успехом, и он вернулся на родину.

Существуют разные мнения насчет авторства текста Мэн-цзы. Одни считают Мэн-цзы единственным автором трактата, другие — что они написал его в соавторстве со своими учениками.

Среди главных идей Мэн-цзы фигурируют доброжелательность и праведность. Он считал, что человек рождается, имея 4 качества: праведность, доброжелательность, мудрость и порядочность — он может сохранить и расширить их.

Среди людей нет таких, которые бы не стремились к добру, [так же как] нет такой воды, которая не стремилась бы [течь] вниз.

— Мэн-цзы (пер. Л.И.Думана)

В своих политических взглядах Мэн-цзы выдвигал на первое место идею доброжелательности власти и закона. Он считал, что жесткое обращение с народом убьет страну, а народ следует ценить больше, чем правителя. Правителю следует обращать внимание на народ. Мэн-цзы придавал большое значение поддержке народа и считал это очень важным в установлении или потере мира. Он сравнивал отношения между правителям и управляемым им народом с отношениями между родителями и детьми, считая, что правителям нужно заботиться о чаяниях населения, а людям нужно служить правителям.

Разве, когда у власти человеколюбивый правитель, опутывают народ сетями [закона]? Поэтому мудрый правитель определяет народу различные занятия, чтобы он непременно имел средства для обеспечения родителей и для содержания жен и детей; чтобы в урожайный год он был постоянно сыт, а в неурожайный год мог бы избежать смерти. Если после этого он будет побуждать народ стремиться к добру, то в таком случае народ легко последует за ним.

— Мэн-цзы (пер. Л.И.Думана)

Идеи, изложенные в трактате Мэн-цзы, оказали глубокое влияние на развитие китайской прозы последующих поколений.

Несмотря на то, что Мэн-цзы был представителем конфуцианства, в его трактате присутсвуют и идеи даосизма. Например, неоднократно, упоминается понятие Дао 道:

Дао [управления] народом таково: те, кто имеет постоянное занятие, обладают постоянными [добрыми] чувствами. Те, кто не имеет постоянного занятия, не обладают постоянными [добрыми] чувствами.

— Мэн-цзы (пер. Л.И.Думана)

Это свидетельствует о том, что концепции даосизма и его представления о человеке и мире глубоко пронизывали все сферы человеческого бытия.

Если Вам интересны теоретические и практические аспекты даосского учения, его представления о мире и человеке, приглашаем на курс Основы Даосизма.

Попробуйте:
Приглашаем посетить
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости


    Мы вКонтакте