Погружение в медитацию

К Статьям

Погружение в медитацию

Доведу пустоту [своего сердца] до конца — сохраню полный покой, и тогда все вещи сами будут расти, а я буду ждать их возвращения. Все вещи расцветают и возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называется покоем, а покой называется возвращением к жизни. Возвращение к жизни называется постоянством. Знание постоянства называется просвещением, а незнание постоянства совершает зло. Знающий постоянство становится мудрым, мудрый становится справедливым, а кто справедлив — становится государем. Государь следует небу, небо следует Дао, а Дао вечно.

— Дао дэ цзин (пер. Ян Хин-шуна)

Слово «медитация» происходит от латинского «meditatio», имеющего значение «глубоко думать о (чем-то)». Сам термин был введен иезуитами — католическими монахами.

На самом деле, крайне сложно дать однозначное определение медитации, так как в настоящее время этим термином определяется практически все, что, как утверждается, тренирует внимание ума, учит спокойствию или состраданию. При этом, даже в рамках одного направления, школы и разными учителями могут преподаваться совершенно разные техники, называемые медитациями.

В журнале «Американский Психолог» в 2006 году в статье под названием «Встреча медитативных дисциплин и западной психологии: взаимообогащающий диалог», приведено такое определение медитации:

«Медитация относится к группе практик саморегуляции, которые направлены на тренировку внимания и осознанности, чтобы поставить психические процессы под больший произвольный контроль и тем самым способствовать общему психическому благополучию и развитию, и/или обретению конкретных способностей, таких как спокойствие, ясность и концентрация»

В 2009 году группой ученых было проведено масштабное исследование, с целью разработки критериев, по которым тот или иной метод может быть отнесен к разряду медитаций. По результатам проделанной работы они выделили следующие основные критерии: наличие специальной техники для достижения данного состояния, личные усилия и регулярность практики (режим), приостановка процесса логического осмысления.

Упоминание о медитациях встречается в различных древних традициях. Так, одни из первых упоминаний можно встретить в древнеиндийских религиозно-философских текстах — Упанишадах и древнеиндийском эпосе Махабхарата. Брихадараньяка Упанишада утверждает, что, став спокойным и сконцентрированным, человек воспринимает атман (неизменная духовная сущность) внутри себя.

Если говорить о китайской традиции, то самые ранние упоминания медитаций в даосизме датируются периодом Сражающихся Царств (475–221 гг до н.э.). К этому периоду относят такие выдающиеся произведения как: Дао дэ цзин 道德經, Чжуан-цзы 莊子, Гуань-цзы 管子. Каждый из этих текстов содержит упоминания о тех или иных психофизических практиках, которые сейчас определяются как медитация.

Медитации как часть практического даосизма — это отнюдь не просто практики созерцания, а мощные практики по управлению жизненной энергией. Погружение в медитацию в даосизме преследует основную цель — сохранение «трех сокровищ» — цзин 精 (эссенция), ци 氣 (жизненная энергия) и шэнь 神 (дух), для поддержания здоровья и продления активных лет жизни.

Даосизм считает, что, если дух отдаляется от тела, человек заболеет или даже умрёт. Поэтому даосы не практикуют различные астральные методы (например, выходы из тела). Основным объектом внимания в практическом даосизме является собственное тело адепта.

Когда глаза и уши безудержно наслаждаются красками и пением, то пять органов приходят в волнение и не могут успокоиться. Когда же пять органов взволнованы и не могут успокоиться, то кровь и эфир в смятении и не могут улечься. Когда кровь и эфир в смятении и не могут улечься, дух устремляется вовне и уже не может охранять внутреннего. Когда дух устремляется вовне и не в состоянии охранять внутреннее, то приходят счастье и несчастье. Будь велик, как гора, не постичь этого!
Пусть глаза и уши будут кристально чисты и простираются до глубин таинственного, не поддаваясь соблазнам; пусть эфир и воля будут безмолвны и покойны, а желания умеренны; пусть пять органов сохраняют устойчивость и полноту и ничто не просачивается наружу; пусть дух хранит тело и не изливается вовне-тогда даже те, кто провидят вглубь прошлых веков и в даль будущих, не сравнятся с тобой!

— Хуайнань-цзы (Пер. Л.Е.Померанцева)

Для проведения качественной медитации, важно выбрать подходящее место: уединенное, теплое, сухое, лишенное сквозняков. Чтобы не рассеивать внимание, даосы также не используют музыкального сопровождения.

Погружение в медитацию начинается с последовательного расслабления и обращения внимания на внутренние процессы, после чего внимание переводится на тело в целом или на отдельные его области, например — область нижнего дань тяня 丹田. Очень важное значение имеет регулярность практики. По мере накопления практики проявляются различные внутренние процессы.

Чем полезны медитации для человека?

Современный человек испытывает колоссальные психоэмоциональные нагрузки. Эти стрессы, если человек не умеет их снимать, рано или поздно, приводят к возникновению различных заболеваний.
О пагубном влиянии страстей есть упоминание во многих классических Даосских текстах.

Современная западная медицина также признает значительный вклад в развитие многих болезней именно эмоционального фактора и выделяет раздел так называемых психосоматических заболеваний, то есть развивающихся в результате воздействия эмоциональных переживаний человека. Практика медитаций позволяет разгрузить психику и снять стресс, улучшить качество сна, а также, развивает эмоциональную стабильность.

Также, в Даосизме есть высказывание: «Внешняя картина порождается сердцем (相由心)». Это высказывание приписывают древнему китайскому философу Гуйгу-цзы 鬼谷子  (400—313 гг. до н.э.). Медитация же не только делает человека спокойным и невозмутимым, но и меняет его картину мира, поскольку очищает и смягчает сердце. Клинически доказано, что медитация помогает стабилизировать эмоциональный фон, способствует лучшей адаптации к социуму, большей открытости и дружелюбию по отношению к другим людям и повышает уровень удовлетворенности жизнью.

Кроме перечисленных выше позитивных эффектов, медитации также способствуют повышению общего уровня энергии. Большинство медитативных техник делают это пассивно, т.к. просто сохраняют силы адепта, которые у обычного человека непрерывно тратятся на внутренний диалог и переживание эмоций; но есть также методы, способствующие активному накоплению жизненных сил, например — чжань чжуан 站桩, столбовое стояние.

Cтолбовое стояние – один из традиционных методов совершенствования в даосской традиции, фактически является медитацией в положении стоя.
Данная практика хорошо подходит городским жителям, т.к. не только расслабляет тело и ум, но также способствует накоплению большого количества жизненной энергии ци, позволяющей человеку оставаться здоровым, эффективнее работать и реализовывать себя в социуме.

Приглашаем Вас на наши практические онлайн занятия по методу Сваи.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте