Практика Дао

К Статьям

Практика Дао

Наши предки — те самые «гиганты», на плечах которых стоит наше современное общество, были прагматичными людьми, и многие их исследования касались не столько отвлеченных философских принципов, сколько вещей практических, которые можно использовать в самых разных аспектах жизни. Например, учение о гармонии пифагорейцев Древней Греции было учением, давшим обильные плоды для математики, геометрии, но также и музыки, объединяя в единое целое столь разные в наших глазах вещи на основе единых принципов.

Принципы, силы и законы, которые управляют, как оркестром, всеми явлениями в мире, также были основой древнекитайской даосской традиции, или учения о Дао 道. Сыма Цянь司馬遷 в своем труде «Исторические записки», написанном примерно за 100 лет до н.э., называет это учение Хуан Лао 黃老, или Хуан Лао Дао Дэ 黃老道德 по именам основателей – Хуан-ди 黃帝 и Лао-цзы 老子. Лао-цзы родился в 604 г. до н.э., и оказал огромное влияние на китайскую традицию. Во всем мире он также широко известен как автор трактата Дао дэ цзин 道德經. Хуан-ди был одним из знаменитых древних императоров Китая, которые, согласно дошедшим до нас сведениям и легендам, привнесли в древнекитайскую цивилизацию огромное количество системообразующих знаний. Родился Хуан-ди в 2711 г. до н.э., т.е. примерно пять тысяч лет назад. В тех же «Исторических записках» 史记 Сыма Цянь, в разделе «Книга о благодарениях (приношениях) Небу (Фэн) и Земле (Шань) 封禪書, пишет, что «через 380 лет Хуан-ди вознесся бессмертным-сянем на Небо». Согласно Сыма Цяню, Хуан-ди следовал учению о жизни и смерти, законам неба и земли:

Таким образом, то, что Хуан-ди, как один из основателей учения о Дао и Дэ, следовал законам неба и земли, учению о жизни и смерти, «учился у бессмертных-сяней» (учился бессмертию) и достиг состояния сяня 仙, было для Сымя Цяня вовсе не таким невероятно выглядящим утверждением, каким оно наверняка воспринимается большинством наших современников. Однако, если мы обратимся к источникам, касающимся описания тех результатов, к которым ведет практика Дао, то мы можем встретить там не одну цитату про то, что такая практика может сделать человека столь же долговечным, как небо и земля:

Только Сокровенное Дао-Пути может даровать вечность. Не ведающие Сокровенного Дао-Пути, хотя даже и глядят искоса на убивающие жизнь и дух орудия, тем не менее своими губами касаются сути расцвета или гибели вещей.

— Бао-пу-цзы, Гэ Хун (пер. Е.А.Торчинова)
Если Вам интересно больше узнать об истинной практике Дао, приглашаем Вас на специальный курс Алхимия знаменитых бессмертных сяней.

Что же такое Дао, и что это за практика, которая может даровать человеку столь многое? В трактате Дао дэ цзин Лао-цзы сказано, что практически невозможно выразить словами, что такое Дао. Однако, для простоты изложения, можно условиться о том, что Дао – это начало всего сущего, первоисточник всех вещей и явлений, и одновременно принцип и закон, который управляет всеми вещами и явлениями. Учение о Дао говорит о том, что человек, как и все сущее, также содержит в себе частичку неба и земли. С самого момента начала жизни – с момента зачатия и рождения, человек от родителей получает изначальную энергию юань ци 原气. Эта энергия, которую можно условно назвать «частичкой Дао» в человеке, во-многом определяет те возможности, которые есть у человека, и поэтому связана в китайской традиции с понятием мин 命, или судьбы. Также человек с самого начала своей жизни получает другую «частичку Дао» – ту, что у нас называют душой, а в китайской традиции называют син 性, или природой сердца. Практика Дао предполагает определенные методы совершенствования этих «частичек Дао» в себе самом – совершенствовании изначальной ци и изначального духа шэнь, чтобы они обрели цельность и единство друг с другом.

При совершенствовании своих изначальных частей – энергии и духа – необходимо также следовать закону перемен таким образом, чтобы избегать того, что ослабляет и растрачивает эти изначальные сокровища человека, и напротив, стремиться к тому, что способно их укрепить и сплавить в единое целое. Из вышеописанного понятно, что такая практика чрезвычайно сложна и представляет собой, наверное, самое сокровенное знание, которым только может обладать человек. Можно условно назвать такую науку алхимией, связанной с учением о Дао – даосской алхимией.

В настоящее время, говоря о даосской алхимии, обычно имеются ввиду две ее разновидности, хотя на самом деле это также две части одного целого знания – внутренняя даосская алхимия нэйдань 内丹, и внешняя даосская алхимия вайдань 外丹. Вайдань предполагает достижение состояния сяня благодаря сложной системе использования большого количества ингредиентов и снадобий для воздействия на внутренние органы, энергетические каналы и саму энергию. Внутренняя алхимия нэйдань – это также путь совершенствования, конечной целью которого является трансформация в святого-бессмертного сянь. Она предполагает использование определенной методики совершенствования и сложной системы упражнений, чтобы добиться трансформации изначальных субстанций – энергии и духа – для их единения и дальнейшей трансформации.

После объединения син и мин (души и энергии) в единое целое существует еще несколько больших этапов совершенствования, доступных человеку. Эти этапы представляют собой высшие достижения в сфере духа. Методы такой практики также, с древности и по сей день, были чрезвычайно тайными и закрытыми. Однако, небольшие, вспомогательные методы совершенствования себя постепенно просачивались сквозь строгую систему внутрисемейной передачи и закрытых даосских школ и становились известны. Прежде всего к таким методам можно отнести даосские методы питания жизни ян шэн 養生, и произошедшие от них вспомогательные методы. Это методы, построенные на даосских принципах, и используемые для оздоровления. Среди примеров таких методов, активно используемых различными школами оздоровления и совершенствования в Китае и за его пределами, можно назвать различные методы и комплексы цигун 氣功.

Метод цигун, известный как столбовое стояние, или свая чжань чжуан 站樁 с успехом используется как для оздоровления, так и в практике традиционных китайских боевых искусств для наработки определенных качеств. Также можно упомянуть о вспомогательных методах поддержания здоровья, построенных на упражнениях некоторых внутренних стилей у-шу 武術, например, тай цзи цюань 太極拳.

Среди других известных комплексов цигун можно выделить методы шести целительных звуков, комплексы упражнений «Игры пяти животных», «8 кусков парчи», различные упражнения дао инь 导引 и другие. Такие вспомогательные методы, при их правильном освоении и выполнении, несут в себе хороший потенциал оздоровления, укрепления защитных сил организма, также может быть получен определенный эффект некоторого продления лет жизни и достижения хорошего качества жизни, в т.ч. и в преклонном возрасте. Однако, ввиду того, что это лишь вспомогательные практики, настоящая практика Дао предполагает гораздо более сложный и комплексный процесс, на каждом этапе которого могут возникать ошибки. В силу того, что методы алхимии воздействуют на энергию человека, на самую основу его жизни, даже незначительные ошибки на пути совершенствования в Дао могут привести к тяжелым отклонениям с негативными последствиями для человека. Именно поэтому совершенствующимся в практике Дао совершенно необходим опытный учитель и наставник, посвященный в даосскую традицию, и способный помочь ученику не оступиться и не получить негативный результат.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте