
Наши предки — те самые «гиганты», на плечах которых стоит наше современное общество, были прагматичными людьми, и многие их исследования касались не столько отвлеченных философских принципов, сколько вещей практических, которые можно использовать в самых разных аспектах жизни. Например, учение о гармонии пифагорейцев Древней Греции было учением, давшим обильные плоды для математики, геометрии, но также и музыки, объединяя в единое целое столь разные в наших глазах вещи на основе единых принципов.
Принципы, силы и законы, которые управляют, как оркестром, всеми явлениями в мире, также были основой древнекитайской даосской традиции, или учения о Дао 道. Сыма Цянь司馬遷 в своем труде «Исторические записки», написанном примерно за 100 лет до н.э., называет это учение Хуан Лао 黃老, или Хуан Лао Дао Дэ 黃老道德 по именам основателей – Хуан-ди 黃帝 и Лао-цзы 老子. Лао-цзы родился в 604 г. до н.э., и оказал огромное влияние на китайскую традицию. Во всем мире он также широко известен как автор трактата Даодэцзин 道德經. Хуан-ди был одним из знаменитых древних императоров Китая, которые, согласно дошедшим до нас сведениям и легендам, привнесли в древнекитайскую цивилизацию огромное количество системообразующих знаний. Родился Хуан-ди в 2711 г. до н.э., т.е. примерно пять тысяч лет назад. В тех же «Исторических записках» 史记 Сыма Цянь, в разделе «Книга о благодарениях (приношениях) Небу (Фэн) и Земле (Шань) 封禪書, пишет, что «через 380 лет Хуан-ди вознесся бессмертным-сянем на Небо». Согласно Сыма Цяню, Хуан-ди следовал учению о жизни и смерти, законам неба и земли:
Таким образом, то, что Хуан-ди, как один из основателей учения о Дао и Дэ, следовал законам неба и земли, учению о жизни и смерти, «учился у бессмертных-сяней» (учился бессмертию) и достиг состояния сяня 仙, было для Сымя Цяня вовсе не таким невероятно выглядящим утверждением, каким оно наверняка воспринимается большинством наших современников. Однако, если мы обратимся к источникам, касающимся описания тех результатов, к которым ведет практика Дао, то мы можем встретить там не одну цитату про то, что такая практика может сделать человека столь же долговечным, как небо и земля:
Только Сокровенное Дао-Пути может даровать вечность. Не ведающие Сокровенного Дао-Пути, хотя даже и глядят искоса на убивающие жизнь и дух орудия, тем не менее своими губами касаются сути расцвета или гибели вещей.
— Бао-пу-цзы, Гэ Хун (пер. Е.А.Торчинова)
Что же такое Дао, и что это за практика, которая может даровать человеку столь многое? В трактате Даодэцзин Лао-цзы сказано, что практически невозможно выразить словами, что такое Дао. Однако, для простоты изложения, можно условиться о том, что Дао – это начало всего сущего, первоисточник всех вещей и явлений, и одновременно принцип и закон, который управляет всеми вещами и явлениями. Учение о Дао говорит о том, что человек, как и все сущее, также содержит в себе частичку неба и земли. С самого момента начала жизни – с момента зачатия и рождения, человек от родителей получает изначальную энергию юань ци 原气. Эта энергия, которую можно условно назвать «частичкой Дао» в человеке, во-многом определяет те возможности, которые есть у человека, и поэтому связана в китайской традиции с понятием мин 命, или судьбы. Также человек с самого начала своей жизни получает другую «частичку Дао» – ту, что у нас называют душой, а в китайской традиции называют син 性, или природой сердца. Практика Дао предполагает определенные методы совершенствования этих «частичек Дао» в себе самом – совершенствовании изначальной ци и изначального духа шэнь, чтобы они обрели цельность и единство друг с другом.
При совершенствовании своих изначальных частей – энергии и духа – необходимо также следовать закону перемен таким образом, чтобы избегать того, что ослабляет и растрачивает эти изначальные сокровища человека, и напротив, стремиться к тому, что способно их укрепить и сплавить в единое целое. Из вышеописанного понятно, что такая практика чрезвычайно сложна и представляет собой, наверное, самое сокровенное знание, которым только может обладать человек. Можно условно назвать такую науку алхимией, связанной с учением о Дао – даосской алхимией.
В настоящее время, говоря о даосской алхимии, обычно имеются ввиду две ее разновидности, хотя на самом деле это также две части одного целого знания – внутренняя даосская алхимия нэйдань 内丹, и внешняя даосская алхимия вайдань 外丹. Вайдань предполагает достижение состояния сяня благодаря сложной системе использования большого количества ингредиентов и снадобий для воздействия на внутренние органы, энергетические каналы и саму энергию. Внутренняя алхимия нэйдань – это также путь совершенствования, конечной целью которого является трансформация в святого-бессмертного сянь. Она предполагает использование определенной методики совершенствования и сложной системы упражнений, чтобы добиться трансформации изначальных субстанций – энергии и духа – для их единения и дальнейшей трансформации.
После объединения син и мин (души и энергии) в единое целое существует еще несколько больших этапов совершенствования, доступных человеку. Эти этапы представляют собой высшие достижения в сфере духа. Методы такой практики также, с древности и по сей день, были чрезвычайно тайными и закрытыми. Однако, небольшие, вспомогательные методы совершенствования себя постепенно просачивались сквозь строгую систему внутрисемейной передачи и закрытых даосских школ и становились известны. Прежде всего к таким методам можно отнести даосские методы питания жизни ян шэн 養生, и произошедшие от них вспомогательные методы. Это методы, построенные на даосских принципах, и используемые для оздоровления. Среди примеров таких методов, активно используемых различными школами оздоровления и совершенствования в Китае и за его пределами, можно назвать различные методы и комплексы цигун 氣功.
Метод цигун, известный как столбовое стояние, или свая чжань чжуан 站樁 с успехом используется как для оздоровления, так и в практике традиционных китайских боевых искусств для наработки определенных качеств. Также можно упомянуть о вспомогательных методах поддержания здоровья, построенных на упражнениях некоторых внутренних стилей у-шу 武術, например, тай цзи цюань 太極拳.
Среди других известных комплексов цигун можно выделить методы шести целительных звуков, комплексы упражнений «Игры пяти животных», «8 кусков парчи», различные упражнения дао инь 导引 и другие. Такие вспомогательные методы, при их правильном освоении и выполнении, несут в себе хороший потенциал оздоровления, укрепления защитных сил организма, также может быть получен определенный эффект некоторого продления лет жизни и достижения хорошего качества жизни, в т.ч. и в преклонном возрасте. Однако, ввиду того, что это лишь вспомогательные практики, настоящая практика Дао предполагает гораздо более сложный и комплексный процесс, на каждом этапе которого могут возникать ошибки. В силу того, что методы алхимии воздействуют на энергию человека, на самую основу его жизни, даже незначительные ошибки на пути совершенствования в Дао могут привести к тяжелым отклонениям с негативными последствиями для человека. Именно поэтому совершенствующимся в практике Дао совершенно необходим опытный учитель и наставник, посвященный в даосскую традицию, и способный помочь ученику не оступиться и не получить негативный результат.