
Совершенный мудрец пребывает в делах недеяния, не прибегая к словам, он осуществляет учение. Все сущее творит, не полагая начала творению, и действует, не замышляя ничего преднамеренно
– Даодэцзин (пер. Е.А.Торчинова)
Принцип недеяния в даосизме, также называемым Увэй 无为 — древнекитайский термин, буквально означающий «непринуждение», «бездействие» или «действие без усилий». Увэй появился период Чуньцю 春秋时代, относимый к началу династии Восточная Чжоу 东周 — т.е. примерно 770 год до н. э. Принцип недеяния в даосизме становится важной концепцией в конфуцианских «Беседах и суждениях». Чаще всего он использовался для обозначения идеальной формы правления, включая поведение императора, описывая состояние личной гармонии, свободной спонтанности и невмешательства. Обычно оно обозначает должное состояние духа, также состояние ума, а в конфуцианстве соответствует нормам морали.
Увэй — главный принцип философии Дао, который говорит о важности достижения Дао или естественного пути во всех действиях и развитии вещей, при этом не форсируя и не нарушая естественный порядок вещей, дабы избежать ложного развития и ошибок.
Знаменитый представитель даосизма Лао-цзы 老子 описал принцип недеяния в даосизме в трактате Даодэцзин 道德經. Для достижения у вэй и состояния Дао последователям требовалось выполнять определенные физические практики. Позже, в эпоху Воюющих царств (481-403 гг. до н.э.), профессиональные воины использовали Увэй в качестве основного руководства для своих тренировок и методов боя и создали боевые искусства использующие принцип у вэй.
Херли Крил (американский китаевед, профессор китайского языка в Чикагском университете) считал, что Увэй, найденный в Даодэцзин и Чжуан-цзы 莊子, обозначает две разные вещи, и трактовал их как «отношение подлинного недеяния, мотивированное отсутствием желания участвовать в человеческих делах» и «техника, с помощью которой тот, кто ее практикует, может получить больший контроль над человеческими делами». Первое вполне соответствует созерцательному даосизму Чжуан-цзы 莊子. Крил считал, что «созерцательный даосизм» стоит на первом месте, а «целенаправленный даосизм» — на втором.