Трактат желтого императора

К Статьям

Трактат желтого императора

«Трактат желтого императора о внутреннем» – так чаще всего переводят название древнекитайского трактата Хуан-ди нэй цзин 黄帝内經, трактата, ставшего одной из древних основ традиционной китайской медицины. Трактат содержит подробное описание теоретических основ традиционной китайской медицины, основанной на глубоком понимании устройства человека и принципов функционирования основных процессов и систем, результатом работы которых становится либо жизнь и благоденствие, здоровье человека, либо напротив, болезни и угасание основных жизненных функций человека и самой его жизни.

Встречаются также и другие варианты перевода названия этого удивительного трактата древних –например, Внутренний Канон Жёлтого Владыки, Канон желтого императора о внутреннем, и т.д. Задолго до прославленного в Европе и на Ближнем Востоке Авиценны, этот трактат описывает причины большого количества болезней, основные синдромы того, как проявляются эти болезни, описывает диагностику заболеваний, и методы лечения. Современные исследователи до сих пор спорят, когда был составлен этот трактат, многие относят его ко времени 2-4 вв. до н.э., примерно к тому же времени, когда в Древней Греции составлял свои принципы медицины Гиппократ, но некоторые считают, что трактат составлен гораздо раньше. Оснований для этого более чем достаточно – желтый император, указанный в названии Хуан-ди нэй цзин – это древний император Хуан-ди 黄帝, время правления которого традиция относит к 2698-2598 гг до н.э. Именно с Хуан-ди начинается древний исторический труд по истории Китая – Ши цзи 史記 – «Исторические записки» Сыма Цяня 司馬遷. Далее в том же Ши цзи, в разделе «Книга о благодарениях (приношениях) Небу (Фэн) и Земле (Шань)» Фэн Чань Шу 封禪書 говорится, что Хуан-ди прожил около 380 лет, а затем вознесся на небо как бессмертный – сянь 仙. Таким образом, древний император, прозванный Хуан-ди, сам явил собой пример невероятной для современных представлений продолжительности жизни, а также проникновения в природу жизни и смерти.

Трактат Хуан-ди нэй цзин состоит из двух разделов, состоящих каждый из 81 главы, и построенных по принципу диалогов между Хуан-ди и одним из мудрецов — наставников или советников императора. Это построение текста укладывается в древнюю традиционную структуру изложения текста во многих даосских трактатах — ученик задает вопрос, затем наставник или учитель отвечает. Первая часть трактата имеет название Су вэнь  素問, и переводится как Вопросы о простом, Вопросы о простейшем, или Простые вопросы, и содержит подробное описание важнейших принципов традиционной китайской медицины, описание методов диагностики и разъяснение причин целого ряда отклонений от нормальной работы внутренних органов и систем человека. Вторая часть трактата называется Лин шу 靈樞, название переводится разными переводчиками по-разному — Ось духа, Механика духа, и др., и содержит подробное описание методов акупунктуры, излечения болезней с помощью иглоукалывания.

Люди современности во многом утратили древние знания о том, как энергия ци 氣 циркулирует в организме, как и по каким принципам она трансформируется, управляя всеми органами и системами. Организм человека невероятно сложная система, а потому совсем не удивительно то, что трактат Хуан-ди нэй цзин содержит в себе много увлекательных тайн, разгадать которые под силу не каждому. Несмотря на то, что трактат является важнейшим трудом-основой традиционной китайской медицины, и изучается многими поколениями врачей, достаточно посмотреть на различия в переводах на русский язык, чтобы убедиться, что существует еще много секретов, раскрытие которых не только чрезвычайно интересно, но и обладает невероятной пользой для любого человека, ценящего жизнь и здоровье.

Пзнакомиться с уникальным, выверенным переводом трактата, основанном на глубоком понимании китайской традиции, и приоткрыть для себя глубочайшие тайны китайской медицины можно на курсе Хуан-ди нэй цзин.

Трактат Хуан-ди нэй цзин построен на глубоком понимании единства многих процессов в организме, и подчинения этих процессов глобальным законам и принципам. Эти законы и принципы, помимо важности для традиционной китайской медицины, являются основой китайской цивилизации в целом. Прежде всего это теория инь-ян 陰陽, описывающая два основных принципа инь и ян, взаимодействие которых порождает все многообразие явлений. Каждый из этих принципов, доведенный до своего расцвета, максимального состояния, рождает в себе противоположный, который начинает расти и расцветать после максимума предшественника, подобно тому, как день сменяет ночь.

Еще одной важнейшей основой является теория пяти элементов, пяти стихий, или пяти движений у син 五行, описывающая трансформацию и взаимовлияние пяти движений, или состояний, энергии — огня 火, воды 水, дерева 木, металла 金 и земли 土. Пять стихий переходят одна в другую посредством взаимного порождения — дерево порождает (питает) огонь, огонь порождает (питает) землю, земля порождает (питает) металл, металл порождает (питает) воду, вода порождает (питает) дерево. Внутренние органы человека также соответствуют одной из этих стихий. Так, стихии огня соответствует сердце, стихии воды – почки, дереву – соответствует печень, металлу – легкие, земле – соответствуют желудок и селезенка. Каждый орган в теле человека взаимодействует с другими, и концепция у син позволяет лучше понять сложнейшие процессы, протекающие в организме человека, а также закладывает теоретическую основу того, как управлять и гармонизировать состояние того или иного органа, находящегося в динамическом взаимодействии с другими органами и системами.

Трактат желтого императора Хуан-ди нэй цзин помогает прояснить для себя такие важнейшие понятия, как энергия ци, эссенция цзин 精, и дух шэнь 神, описывает основные принципы сохранения долголетия и здоровья:

…простые люди стараются только есть побольше, и никто из них не знает, как правильно поддерживать здоровье. Первый метод — это упорядочивание духа-шэнь. Второй — это знание питания организма. Третий метод состоит в правильном знании воздействия и употребления лекарственных средств. Четвертый метод заключается в правильном выборе камней, маленьких или больших, для лечения каждой конкретной болезни. Пятый заключается в умении определять состояние внутренних органов цзан и фу, крови и дыхания-ци. Следует знать все эти пять методов и правильно выбирать последовательность их употребления.

— Хуан-ди нэй цзин (пер. Б. Виногродского)
Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте