— В глубокой древности люди знали истинный путь, соизмерялись во всем с субстанциями инь и ян, находили гармонию искусства и вычисления, был упорядочен ритм приема пищи и питья, соблюдалось постоянство ритма движения и покоя. Люди без глупостей и суеты делали свою работу. В результате телесная форма и духовное начало действовали в гармонии, а люди проживали здоровыми все годы, отпущенные им от природы, достигали столетнего возраста, и лишь тогда покидали мир. В нынешние времена дела людские обстоят не так, как раньше. Вино пьют вместо молока, суета стала постоянной практикой. В пьяном виде вступают в любовные связи, а желания истощают запас семени -цзин. В результате растрачивается-рассеивается истинное устремление. Люди, не обладая знанием, стремятся к наполнению и удержанию; не сообразуясь со временем, расходуют дух-шень. Делами ускоряют движения сердца, нарушают законы радостной гармонии жизни. Движение и покой у людей не связаны с истинным ритмом, потому-то к 50 годам люди уже больны.
— Хуан-ди нэй цзин (пер. Б.Б.Виногродского)
После 50 лет нередко бывает, что человек начинает интересоваться методами укрепления здоровья. Конечно, бывает и так, что в свои 50 человек находится «в самом расцвете сил», однако, чаще всего, сказываются те или иные события и нагрузки минувших лет, и здоровье начинает – более или менее требовательно — напоминать о том, что оно «не железное», и необходимо разумно помогать собственному организму. Современная наука считает, что организм содержит в себе определенный механизм старения, но в чем именно он заключается – несмотря на обилие споров, однозначного мнения в научной среде пока нет. То, что неясно современной науке, на самом деле известно издревле. В древнем Китае даосская традиция, не одну тысячу лет занимающаяся вопросами укрепления здоровья, продления и пестования жизни, уже давно ответила на этот вопрос. Основа жизни – это энергия. Подобно тому, как в маленьком желуде содержится потенциал огромного дуба, человек также с самого рождения получает некий запас энергии, который во многом определяет, насколько сильным здоровьем будет обладать человек. Эта изначальная энергия, которая в даосской традиции носит название юань ци 元氣, может расходоваться на рождение и воспитание детей, различные маленькие и большие дела, которыми наполнена жизнь человека. Также она расходуется на преодоление внешних невзгод и негативных факторов – от сильных эмоциональных переживаний и потрясений, до банальных переохлаждений и недосыпа. Однако, пополнить запас этой изначальной энергии человек не может – юань ци слишком тонкая субстанция, и человек обычно совсем не чувствует ее, а значит, не может и управлять. Согласно древним знаниям даосской традиции, юань ци следует беречь, и не тратить попусту. В определенной степени беречь юань ци, вернее, тратить ее менее интенсивно, помогает правильное обращение с так называемой приобретенной ци, или хоу тянь ци 后天氣. Еще одно название хоу тянь ци – энергия последующего неба. Это та энергия, которую человек может получить и тратить в процессе жизни – например, получая ее с помощью пищи и напитков, дыхания. Также есть некоторые виды упражнений, которые позволяют пополнить приобретенную ци, если делать эти упражнения правильно. К таким упражнениям относятся некоторые упражнения по набору хоу тянь ци, которые в настоящее время относят к методам цигун 气功. Цигун – достаточно новый термин, вошедший в активное употребление лишь с середины ХХ века, когда в послереволюционном Китае стали избегать древних терминов, которые ассоциировались тогда с «религиозными пережитками прошлого», с религиозным даосизмом, или буддизмом. В древние же времена те методы, которые причисляются сейчас к традиционным методам цигун, относились к древнему искусству питания жизни, или вскармливания жизни яншэн 養生. Это искусство, передаваемое из поколения в поколение от учителя или наставника к ученику, долгие века было достоянием лишь избранных. Но в середине ХХ века появились мастера, которые впервые открыто стали обучать своих учеников методам набора хоутянь ци, и популяризовывать эти методы. Благодаря этому, теперь методами набора ци последующего неба могут заниматься миллионы людей, однако, для того, чтобы они были эффективны и приносили пользу, а не приносили вред при неправильной практике, необходимо обучаться таким методам у сведущих, опытных наставников, владеющих традиционной теорией и практикой этого древнего искусства. Одним из таких древних методов набора посленебесной энергии является метод сваи, или столбового стояния чжань чжуан 站樁.
В практике цигун для начинающих после 50 лет, когда силы часто уже не те, что были в молодости, использовать метод сваи очень важно. Как и другие методы цигун, этот метод не в состоянии пополнить врожденную, изначальную энергию. Однако, правильная практика этого метода позволяет пополнить запасы энергии последующего неба, и таким образом эффективно укрепить здоровье.
Энергия в организме человека циркулирует по специальным каналам, и благодаря набору посленебесной ци такие каналы начинают наполняться энергией. В здоровом организме энергия циркулирует по каналам, омывает внутренние органы и дает им питание, а также участвует в очищении – удалении из органов и каналов тела тяжелой, мутной, загрязненной ци. С возрастом в теле могут начать накапливаться напряжения, и некоторые части каналов могут оказаться заблокированными. Это приводит к нарушению правильной циркуляции ци по каналам тела. Если ручей с чистой водой оказывается перекрытым запрудой, и течение воды прекращается, то вода начинает застаиваться, и портится, а окружающая местность начинает заболачиваться. Похожий процесс возникает и в организме при блокировании каналов – энергия по ним перестает двигаться, какие-то органы начинают в таком случае страдать от недостатка ци, а какие-то – наоборот, сталкиваются с тем, что очищения не происходит, и начинает накапливаться негативная ци. Для того, чтобы устранить последствия напряжений, и очистить каналы от блоков и негативной ци, особенно при занятиях цигун для начинающих после 50 лет, можно рекомендовать использовать специальные комплексы упражнений. Такие комплексы цигун, как «Восемь кусков парчи» (Бадуаньцзинь 八段錦) или «Игры пяти зверей» (Уциньси 五禽戲) содержат упражнения, которые при правильной практике позволяют проработать основные каналы тела, и устранить непроходимости для ци, добиться того, чтобы энергия свободно двигалась по каналам. Все это – залог того, что практика цигун принесет положительные результаты, и поможет добиться укрепления здоровья, хорошего жизненного тонуса и качества жизни.