Обычно термин медитация чаще ассоциируется с традицией буддизма. Однако, в даосской традиции также существуют методы, которые можно отнести к медитации.
Среди методов китайской медитации даосизма можно выделить метод широких медитаций и статическую сваю, которую также относят к методам цигун, что также верно.
Метод широких медитаций содержит в себе не только успокоение ума, расслабление тела и связанные с ними физиологические эффекты. Эта практика является методом даосской алхимии и содержит в себе внутреннюю энергетическую работу. В ней можно выделить различные стадии:
- Регулировка тела
- Регулировка сердца
- Обращение света
- Введение Син в Мин
- Практика схватывания и возвращения
- Превращение огнем и другие.
Каждая из стадий характеризуется своими энергетическими процессами, включением механизмом работы с собственной ци 氣 человека. Уже начальные стадии этого метода позволяют достигать очищения ума и успокоения сердца, что является необходимым условием для дальнейшего продвижения в практике.
Свая (столбовое стояние, чжань чжуан 站桩) — статическая практика, обычно выполняемая в положении лежа, хотя для ослабленных людей могут варианты выполнения сваи сидя или лежа.
Метод сваи поддерживает и укрепляет здоровье, способствует профилактике и лечению заболеваний. Практиковать его могут люди разного возраста и с разным физическим состоянием здоровья. Так же, как и в методе сидячих медитаций, описанном выше, в свае при правильном ее выполнении происходит расслабление тела и центральной нервной системы. Также она способствует улучшению метаболизма в организме, усилению способности к саморегуляции, укреплению тела в целом.
На начальном этапе освоения сваи важно научиться расслаблению. Часто на это требуется определенное время, более или менее продолжительное в зависимости от исходного состояния организма. В этом состоянии наступает успокоение ума и возникает легкость в теле. В дальнейшем практикующий удерживает внимание на своем теле, поле вокруг него, начинает чувствовать движение ци в теле, проявление различных энергетических феноменов, связанных с ним. Это и приводит при регулярной практике к оздоровлению, усилению регуляторных функций и даже проявлению некоторых способностей.