
Слово медитация происходит от латинского глагола «meditari» означающего «глубоко думать, обдумывать, созерцать».
Существует огромное количество всевозможных практик, называемых медитациями, что не позволяет дать однозначного определения данному термину. Можно лишь выделить некоторые наиболее важные отличительные черты, такие как:
1. Наличие определенной техники, посредством которой адепт достигает требуемого состояния.
2. Нужное состояние достигается и углубляется как результат регулярной практики. Как правило, для успеха в практике требуется руководство учителя.
3. Приостановка логических мыслительных процессов, достижение состояния мысленной тишины.
4. Как правило, существует несколько последовательных стадий погружения, проходимых адептом по мере развития навыка.
Действие медитации на физическое и психическое состояние организма до сих пор является предметом многочисленных исследований.
Свои методики медитаций существуют во всех традиционных духовных течениях, и даосизм не является исключением.
Разнообразные методики медитаций описаны в древнейших даосских текстах: Нэйе 內業, Даодэцзин 道德經, Чжуан-цзы 莊子, Хуан-ди нэй цзин 黄帝内经, Бао-пу-цзы 抱朴子 и т.д.
Одним из видов специфической даосской медитации, практикуемой как в самом Китае, так и за его пределами, является стоячая медитация чжань чжуан 站樁 («стоять как столб»). Помимо собственно успокоения ума, данная практика имеет широкий спектр других полезных действий, как то: наработка правильной структуры тела и состояния наполненной расслабленности (фансун 放松), балансировка тела по инь-ян 陰陽 и пополнение запаса посленебесной энергии ци 氣 (хоутянь ци 后天氣), а также гармонизация ритмов тела с ритмами универсума шу-фу 舒服.
Другие важнейшие даосские методы медитаций, выделяемые исследователями: цзован 坐忘 («сидеть в забытьи»), шоу и 守一 («хранение одного»), нэйгуань 內觀 («внутреннее созерцание»), юань ю 遠遊 («[экстатическое/воображаемое] дальнее путешествие») и цзобо 坐缽 («сидение у чаши»).
Цзован — считается, что данная техника впервые была описана в трактате Чжуан-цзы (ок. III век до н.э.). Адепты данного подхода считают, что чтобы познать Дао, нужно отрешиться (забыть) не только от всего внешнего, но также и от тела и собственного я. Дальнейшее свое развитие данная техника получила в трудах выдающегося философа и даосского практика Сыма Чэнчжэня 司马承祯 (647-735 г.). В своём трактате Цзован лунь 坐忘论 («Трактат о сидении в забытьи») он подробно описал теоретические аспекты данной практики.
Юань ю — данный метод получил свое название по одноименной поэме из сборника романтической поэзии «Чу цы» 楚辞 («Чуские строфы» или «Песни Юга») относящегося к III веку до н.э. Поэму, а иногда и сам сборник приписывают перу выдающегося поэта и политика эпохи воюющих царств Цюй Юаню 屈原 (примерно 340–278 гг. до н. э.). В поэме речь идет о воображаемом путешествии на небеса и встрече там с бессмертными и богами. В медитациях юань ю адепт с помощью определенных техник приводит себя в экстатическое состояние и совершает ментальное путешествие, в процессе которого обретает новые знания.
Нэйгуань — это «динамическая» аналитическая медитация. Эту практику исследователи считают однокоренной с традиционной индийской медитацией випассана (विपश्यना). В данной практике адепт наблюдает свое внутреннее пространство, включая органы цзан-фу 臟腑, внутренних божеств, движение энергии ци, а также мыслительный процесс в целом, без вовлечения.
Цзобо — данный метод практиковался адептами школы Цюаньчжэнь (Цюаньчжэнь цзяо 全真教). Метод заключается в том, чтобы каждую зиму сидеть в специальной коллективной медитации перед чашей (по разным данным, это могла быть обычная чаша для подаяния или специальные водяные часы клепсидра) по сто дней кряду несколько раз в день (до 6 раз) в строго предписанное время. Наилучшими для практики считались часы цзы 子, у 午, мао 卯 и ю酉. Однако при неправильной практике по причине застоя ци и крови от длительного сидения тело могло заболеть болезнями ветра, вплоть до паралича. Поэтому к практике адепты долго готовились под присмотром опытного учителя и допускались далеко не все.
Шоуи — это один из ранних даосских методов совершенствования. Сам термин был известен, по крайней мере, во времена династии Цинь (246-207 гг. до н. э.), а упоминания похожих по смыслу практик исследователи находят и у Лао-цзы 老子, и у Чжуан-цзы 庄子. Но наибольшей популярностью данный метод пользовался при династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) и в период шести династий (220—589 г.). Шоуи считается одним из наиболее важных методов медитаций в даосизме, т.к. позволяет избежать рассеивания трех сокровищ (эссенция цзин 精, энергия ци 氣 и дух шэнь 神). Даосы считают, что если дух и тело разделены, то дух слабеет, энергия рассеивается, а тело может заболеть. Цель данной медитации состоит в сохранении фокуса внимания на теле, чтобы три сокровища не рассеивались в вне. Считается, что подобная практика может существенно продлить годы жизни или даже привести к бессмертию.
Об этой практике красноречиво написал в своем трактате Бао-пу-цзы великий философ, ученый и даосский практик Гэ Хун 葛洪 (283 — 343 г.):
Принимай киноварный эликсир и блюди Одно — тогда Неба конец и твой конец сольются в одно. Возвращай свое семя, используй зародышевое дыхание, и беспредельно долгим станет твое на земле проживание.
— Бао-пу-цзы, Гэ Хун (пер. Е.А.Торчинова)