
Наверное, сложно найти более «раскрученный» и популярный термин в сфере самосовершенствования, чем термин медитации. Обычно этот термин используется в современной литературе, чтобы постараться пояснить смысл разных по характеру и методике практик, часто имеющих восточное происхождение. Например, в индийской традиции есть понятия дхарана, дхьяна, пратьяхара, самадхи, есть термин випассана, и другие, обозначающие конкретные методы практики, нередко отличающиеся друг от друга. Ввиду отсутствия в европейских языках аналогичных терминов, переводчиками использовался заимствованный из латинского термин meditatio, который обозначал «думать, созерцать, обдумывать». Впервые термин meditatioв качестве описательного термина практики был использован западнохристианскимкартезинским монахом 12 века ГигоII в описании монашеской практикичтения священных писаний LectioDivinaкоторый в своем труде «Лестница монахов» описывает 4 ступени «лестницы» терминами lectio, meditatio, oratio и contemplatio — читать, размышлять, молиться, созерцать.
Тем, кто знаком с практическими методами практики, нетрудно заметить, что между этим описанием и описаниями практик випассаны, например, или практик описанных в китайских источниках методов цзинцзо 靜坐, шоу и 守一, синь чжай 心齋и баопу 抱朴 существует большая разница. Существует различные виды медитативных практик, предполагающих практику сидя, стоя, лежа или в движении, например, во время неспешной прогулки, поэтому сам процесс медитации связан не с той или иной позой практикующего, а с правильным внутренним состоянием. Тем не менее, правильное положение тела и соблюдение некоторых базовых принципов может способствовать формированию правильного внутреннего состояния. Можно сказать, что медитативная практика служит подготовительным шагом, позволяя расслабить тело и сознание практикующего, и абстрагироваться от круговорота мыслей, волнений и забот, свойственных многим людям в процессе обыденной жизни. Поэтому процесс медитации не следует считать целью практики, скорее, это метод приведения себя в состояние, которое открывает возможность практиковать те или иные методы, связанные с внутренней работой.
Одним из примеров медитативной практики в китайской традиции является практика столбового стояния, или чжань чжуан 站桩. Практика столбового стояния часто используется как метод цигун 氣功, а также практикуется в некоторых традиционных китайских боевых искусствах.
Когда вы практикуете, сначала вам следует принять надлежащую позу. Ум должен быть ясным, без беспокойства. Будьте естественно расслабленны, держите голову прямо, глаза смотрят прямо перед собой, тело в правильной позиции, как если бы его подвесили за макушку. Дух серьезен, сила уравновешена, дыхание спокойное, вы смотрите вдаль, волосы на вашем теле как будто стоят дыбом, талия расслаблена, все суставы слегка согнуты, беспокоящие мысли уходят, вы безмолвно стоите в огромном пространстве. Ум не убегает вовне, внешние вопросы не проникают внутрь, дух сияет, вы чувствуете восхитительную подвижность, как если бы вы были один во всей вселенной, волосы на вашем теле как бы натянуты и стоят дыбом. Все тело как бы пульсирует. Вы как огромное, драгоценное, прекрасное дерево, достигающее облаков.
— Ван Сянчжай, Центральная ось пути кулака (пер. А. Калиша)
Сам по себе процесс медитации может существенно различаться, в зависимости от того, какая именно выполняется практика. Методы различных традиций имеют порой значительные отличия, поэтому, говоря об общих чертах, можно остановиться на первой, подготовительной части медитации. Прежде всего, нужно постараться расслабиться – как телом, так и расслабиться внутренне, отпустить различные напряжения — физические, эмоциональные, успокоить ум. Обучаясь медитации, не следует «завязывать» себя в сложные позы йоги вроде позы лотоса, отсутствие напряжений — важный критерий, поэтому для расслабления важно выбрать удобное положение тела, которое можно было бы поддерживать без труда, без пережатий мышц и ухудшения кровообращения. Если получилось найти правильное положение тела, то расслабление углубляется, и возникает ощущение глубокого покоя и душевного равновесия. Одним из критериев достижения более углубленного состояния является расслабление головы и освобождение ума от мыслей. Дальнейшие стадии процесса медитации могут существенно отличаться, в зависимости от практики.
В даосской медитации выделяют такие стадии:
Сун 松 (расслабление) — включает в себя постепенное расслабление сознания и тела, достижение состояния комфорта в выбранной позе.
Цзин 静 (покой) — эта стадия характеризуется покоем в отсутствии мыслей, в ней начинается восстановление нервной системы и организма. На этой стадии еще встречаются периоды выхода из состояния полного покоя, но постепенно развивается стабильность состояния.
定 Дин (стабильность) – уже глубокое состояние стабильного покоя, в котором практикующий находится долго и неподвижно.