
Среди китайских классических трактатов о войне трактат «Законы войны почтенного У» – У цзы бин фа 吳子兵法 — занимает видное место. Автором трактата считается древнекитайский полководец У Ци 吴起 , хотя по прошествии двух с лишним тысяч лет сложно однозначно определить, написал ли этот трактат сам У Ци, или этот трактат был написан на основе его изречений его последователями. Военные успехи этого полководца были столь велики, что автор другого классического китайского трактата о войне Вэй Ляо 尉繚 называет его имя в числе наиболее выдающихся полководцев в истории Китая, считая, что противостоять У Ци во главе войска из 70 000 человек не мог бы никакой другой полководец.
Если действия человека не согласуются с Путем, а поступки не согласуются с долгом, то пусть этот человек и находится среди великих, пребывает среди знатных, все равно — беда непременно настигнет его. Поэтому совершенный человек посредством Пути приводит людей к благу, посредством долга управляет ими, посредством норм руководит их действиями, посредством гуманности привлекает их.
— У цзы бин фа, У Ци (пер. Н.И.Конрада)
Где эти четыре добродетели осуществляются, там — подъем; где их отбрасывают, там — упадок.
Классические военные трактаты Китая часто называют Дао (Путь) в качестве важнейшего фактора, определяющего победу или поражение. Если Вас интересуют древнекитайские трактаты о стратегии военных действий, Вы столкнетесь с тем, что особенности местности, дисциплина и принципы управления армией, тактика и стратегия обсуждаются там наряду с качествами солдат и качествами полководца, а также с качествами правителя государства. Соответствие действий полководца, соответствие действий правителя Дао – признаются важнейшими факторами.
У Ци в походах переносил все тяготы походной жизни наравне со своими солдатами – шел пешком в длинных переходах, спал на земле, нес тот же груз. Рассказывают, что, когда один из его солдат заболел воспалением, и мучился в походе от фурункула, У Ци сам сделал надрез и высосал весь гной из его раны, вылечив так солдата.
Сыма Цянь 司馬遷 в своих «Исторических записках» рассказывает об У Ци как о человеке, стремившемся к славе с юных лет. Военный стратег жил во времена, известные в истории Китая как Период сражающихся царств (475-221 гг до н.э.). В этот период несколько крупных и сильных царств почти постоянно вели войны за расширение своего влияния и территорий с более мелкими государствами, а также друг с другом. Войны происходили часто, создавались и разрушались союзы, и люди, родившиеся в одном государстве, волею судьбы или в силу собственных решений могли оказаться в другом государстве. Будущий полководец родился в царстве Вэй, первые громкие победы одержал как военачальник в армии царства Лу, а далее упрочил свой авторитет как полководец в своем родном царстве Вэй, а затем в царстве Чу. Сыма Цянь приводит случай из его биографии, который характеризует У Ци – когда на царство Лу напало соседнее государство, его кандидатура как военачальника была одной из главных. Однако, советники правителя Лу выражали сомнение в его верности, так как У Ци был женат на женщине из напавшего на Лу царства Ци. Узнав об этом, У Ци убил собственную жену, доказав таким образом, что его ничто не связывает с напавшим на Лу царством Ци. После этого он был назначен полководцем и разбил Ци. Однако, ни в царстве Ци, ни в Вэй, где он служил в последствии, ни в царстве Чу, где он получил должность первого министра, У Ци не смог найти себе покоя, несмотря на свою славу и военные успехи на службе каждого из этих царств. Решительность, жесткость и бескомпромиссность обращали против него знать всех государств, которым он служил, и в итоге он был убит при мятеже знати после смерти правителя царства Чу, который при жизни благоволил к нему.
Трактат «Законы войны почтенного У» упоминается в исторической хронике династии Хань, Хань шу 漢書, где сказано, что трактат состоит из 48 глав. В настоящее время известен текст трактата, состоящий из 6 глав:
- «Планирование для государства»
- «Оценка врага»
- «Управление армией»
- «Дао полководца»
- «Реагирование на изменения»
- «Поощрение командиров»