
Дао управления государством заключается в опоре на достойных и на народ. Если доверять достойным, как если бы они были твоим желудком и сердцем, и использовать людей, как если бы они были твоими четырьмя конечностями, все замыслы будут завершены. Если твои действия продолжают друг друга так же естественно, как согласуются друг с другом суставы костей, то это — Дао Неба, естественное. В этом искусстве нет лакун.
— Хуан Шигун Сань Люэ (пер.Р.Д.Сойер)
История Китая сохранила для нас сведения о военном соперничестве между различными царствами, ныне входящими в единое китайское государство. Эта история полна рассказов о мудрых и мужественных людях, которые и поныне служат примером и являются одним из важных «кирпичиков» в здании китайской культуры. Как известно, трудные времена рождают сильных, а иногда и великих людей. А великие люди могут оставить след в истории, в том числе и благодаря своей мудрости и постижению сложных аспектов искусства побеждать. Китайские классические военные трактаты, написанные в глубокой древности, и по сей день будоражат умы, их изучают во многих странах мира. Одним из таких китайских классических трактатов о войне является трактат Хуан Шигун Сань Люэ 黃石公三略, или Три Стратегии Хуан Шигуна. Этот трактат, носящий имя Хуан Шигуна 黃石公, тесно связан с даосским отшельником, взявшим себе это имя.
Классические древнекитайские военные трактаты опираются на учение о Дао и постоянно апеллируют к Дао 道. Дао – это основа жизни и смерти, и от успехов в военном деле нередко может зависеть жизнь и смерть. Чтобы лучше понять древнекитайских стратегов, следует понять, что именно они имели ввиду под Дао, и почему считали Дао важнейшим, на что следует опираться и ориентироваться полководцу и правителю.
Предыстория появления трактата Хуан Шигун Сань Люэ связана с интересной легендой. Эта легенда, широко известная в Китае, рассказывает, как Чжан Лян 張良, будущий генерал и советник будущего императора-основателя династии Хань Лю Бана 劉邦, а пока — гонимый властями и скрывающийся от чиновников императора Цинь Шихуана 秦始皇帝, встретил на мосту незнакомого ему старика, который сбросил свою обувь вниз и велел Чжан Ляну принести ее. Чжан Лян молча выполнил просьбу старика, сказанную в повелительном тоне, после чего старик сказал ему придти на рассвете через 5 дней на это же место, сказав, что «этого ребенка можно учить». Чжан Лян явился на рассвете через 5 дней, однако старик был уже там, укорил его за опоздание, и велел придти еще раз через 5 дней. Но и через 5 дней старик снова уже ждал Чжан Ляна на мосту, хотя тот и пришел до рассвета, заранее. Старик снова сказал, что Чжан Лян опоздал, и велел придти еще через 5 дней. На пятый день Чжан Лян в полночь уже был на мосту, и ждал появления старика. После этого старик, оказавшийся даосским мастером, вручил ему трактат с основными принципами, или стратегиями поведения для достижения победы в военном деле. Благодаря изложенным в трактате принципам, Чжан Лян смог стать известным стратегом и военачальником, оказавшим большую роль в восхождении на престол Лю Бана, основателя и первого императора династии Хань.
Легенды утверждают, что позднее, после воцарения Лю Бана, Чжан Лян удалился в уединение, и следуя наставлениям, полученным от Хуан Шигуна, занялся практикой совершенствования в Дао, и добился высочайших результатов, достиг бессмертия, и поднялся к Небу. Так или иначе, но внук Чжан Ляна, Чжан Даолинь 张道陵, впоследствии вошел в историю как основатель даосской Школы Небесных Наставников 天師道, которая и по сей день существует в виде Школы Истинного Единства Чжэнъи Дао 正一道.
Интересно, что по одной из версий происхождения трактата Хуан Шигун Сань Люэ, даосский мастер, назвавший себя Хуан Шигун, до становления даосом также был министром при дворе отца Цинь Шихуанди, но после воцарения самого Цинь Шихуанди покинул двор и отправился в уединение. По легендам, молодой Цинь Шихуанди лично отправился за ним и просил его вернуться, но Хуан Шигун отказался.
Одним из принципов трактата является принцип действия в соответствии с реальными обстоятельствами. Необходимо избегать реакций, основанных на воображении, памяти о прошлом или привычках, приобретенных в других обстоятельствах. Необходимо полагаться только на наблюдение и восприятие и быть готовыми изменить планы в любое время. Этот принцип актуален и поныне, и не только в военном деле, но и во многих других делах.