
Небесная судьба называется природой.
Неуклонное следование природе называется Дао.
Совершенствование в Дао называется учением.
Дао! Его нельзя покинуть и на миг,
а что покинуть можно — то не Дао.
— Чжун Юн (пер. А.Е.Лукьяновой)
Чжун юн 中庸, «Учение о середине» — это важный конфуцианский трактат, который входит в состав Четверокнижия — свода канонических текстов (Лунь юй 論語, Мэн-цзы 孟子, Да сюэ 大學, Чжун юн 中庸). До династии Сун исследователи полагали, что книга «Учение о середине» была написана Цзыси 子思 в период Весны и Осени и в период Воюющих царств. Со времен династии Сун некоторые исследователи считали, что трактат был написан конфуцианскими учеными между временами Цзыси и династиями Цинь и Хань. В современных академических кругах считается, что книга была написана Цзы Си и его учениками. Цзыси был внуком Конфуция 孔子 и одним из главных представителей конфуцианской школы в период Весен и Осеней (771-476 гг до н.э), а также в период Воюющих царств (475-221 гг. до н.э.). Основанная им школа, исторически известная как Шушэн 述圣, называлась также «Конфуцианство Цзы Си».
Трактат Чжун Юн после династий Сун и Юань стал официальным школьным учебником для сдачи императорских экзаменов, что оказало большое влияние на древнекитайское образование и общество. В книге насчитывается более 3500 слов, она разделена на тридцать три главы и четыре части. Передает конфуцианские и даосские взгляды времен великих мудрецов древности.
Содержание включает такие вопросы, как поведение в обществе, этику, моральные нормы, методы обучения и многие другие аспекты.
- Главы с 1 по 19 посвящены обсуждению универсальности и важности золотой середины с разных точек зрения.
- Глава 20 начинается с того, что герцог Ай лу спрашивает Конфуция о методах ведения государственных дел. В ответ Конфуций указывает на тесную связь между выполнением государственных дел и усилением самосовершенствования людей, и далее уточняет пять и три этических отношений, которые распространены в мире, девять принципов управления страной. В конце этой главы представлено такое понятие как искренность, подчеркнуты пять конкретных аспектов искренности.
- Содержание глав с 21 по 33 сосредоточено вокруг искренности.
Основной смысл содержания трактата заключается в том, что умеренность является высшим качеством морального поведения, искренность достигает высших сфер жизни, и предполагает процесс обучения и метод понимания, заключающийся в том, чтобы обучаться, задавать вопросы, глубоко думать, ясно различать и практиковать искренне.