Иньфуцзин с комментариями Лю Имина. Часть первая.

Комментарий

Древние сакральные знания даосов о вселенной и человеке можно узнать на курсе изучения трактата Дао Дэ Цзин, идёт набор.

Дао Природы и Судьбы (Син — 性 и Мин — 命) есть также и Небесное Дао. Дао Неба, Дао Инь и Дао Ян — и только. Совершенствующийся на Пути способен постичь тайну небесного Дао, в то время как духи и божества действуют тайно, похищая Ци Инь и Ян, захватывая силой право творения. Способен стать бессмертным, освободится от перерождений, но самое главное — уметь наблюдать (созерцать) и блюсти Путь — вот и всё.

Что значит созерцать? Созерцать — значит постигать всё сущее до конца, созерцать значит глубоко изучать, созерцать значит понимать с помощью духа, созерцать значит светить отраженным светом (?)[1], созерцать значит ничего не утаивать (не оставлять ничего не познанным). Что значит блюсти? Блюсти[2] значит концентрироваться, блюсти значит показывать личный пример, блюсти значит становиться сильнее, блюсти значит быть в состоянии достичь, блюсти значит быть последовательным и неизменным. Созерцать Небесное Дао, понимая мастерство Не-деяния, а также и Прозревать — это есть Природа (Син); блюсти Небесный круговорот, практикуя мастерство Деяния, постепенно совершенствуясь, это и есть Судьба (Мин).

Способный созерцать, способен и блюсти, следуя Дао Инь и Ян для того, чтобы освободиться от самих Инь и Ян; опираясь на мирские законы, избавиться от перерождений. Син и Мин станут единым целым, духовные наставления забудутся за ненадобностью, будет возможно выйти за рамки Неба и Земли (макрокосма) и жить вечно. Только эти два слова и нужны — они есть лестница в небо, что ведёт к бессмертию, ведёт к просветлению. Великий Путь, чтобы стать святым и добродетельным. Кроме него, существуют извилистые дорожки сомнительных школ, многословные ереси, но об этом будет еще повод поговорить.

  • У Неба пять воров. Видящий их процветает. Пять воров в сердце — действуют сообразно с Небом. Тогда Вселенная в твоих руках, мириады превращений родятся в твоем теле.

Комментарий

У Неба пять воров: всё происходит от Неба.

Пять воров суть: металл, дерево, вода, огонь, земля — и только. Небо посредством Инь и Ян через пять стихий (У Син) рождает всё сущее, Ци принимает форму, а человек получает Ци, чтобы родиться и расти. Но так как из Ян [в последствии] рождается Инь, Прежденебесное переходит в Посленебесное, пять элементов лишаются гармонии и наносят вред друг другу. У каждого из них своя собственная природа: металл «ворует» у дерева, огонь «ворует» у металла, вода «ворует» у огня, земля «ворует» у воды, дерево в свою очередь «ворует» у земли. Это и есть пятёрка воров Неба. Но этих пять разбойников простой люд не знает и не видит их действия в повседневной жизни. Поэтому и следуют своей Ци, рождаются и умирают, умирают и рождаются, рождаются и умирают без конца.

Если же способен наблюдать [их действия], ход становления осуществляется в обратном порядке, пять элементов переворачиваются[3], и металл одерживает победу над деревом, а дерево переворачивается и становится прекрасным предметом (вещью); дерево одерживает победу над землёй, земля переворачивается и становится плодородной; земля одерживает победу над водой, вода переворачивается и не разливается вширь (остаётся в берегах); вода побеждает огонь, огонь переворачивается и поэтому не сушит; огонь побеждает металл, металл переворачивается и рождает свет (Ян). В преодолении — жизнь, пять воров превращаются в пять жемчужин; одним духом всё смешивается, обращается к изначальному и возвращается к корню. Как в таком случае можно не придти к процветанию!

«Пять воров в сердце – действуют сообразно с Небом. Тогда Вселенная в твоих руках, мириады превращений родятся в твоем теле».

Человек следует Ци пяти элементов в физическом теле, тело же есть инструмент Ци пяти элементов. Тело — хозяин Сердца (心), Сердце — жемчужина тела. Пять воров действуют внутри тела, в окружающем мире и в Сердце — вот и всё. Однако в Сердце есть и часть человеческого Сердца, и часть Сердца Дао; когда человеческое Сердце действует, пять воров превращаются в пять источников радости и печали; когда сердце Дао действует, пять воров становятся пятью добродетелями: гуманностью, справедливостью, благопристойностью, мудростью, добрым намерением.

Если способен созерцать Небо и понимать смыслы, которые несут пять элементов, и с помощью Сердца Дао шаг за шагом действовать, исходя из природы Неба, а не от разумения человека, то хотя и Вселенная огромна, будет она словно в ладони; хотя всё сущее бесчисленно, оно не покинет пределы твоего естества. Но собрать пять элементов и объединить четыре стихии, чтобы завершить (выполнить) Син и Мин — разве не сложно?

  • Природная сущность Неба — человек. Сердце человека — Пружина. Установилось Дао-Путь Неба и Земли, и благодаря этому утвердился человек.

Комментарий

Природные качества, да качества, дарованные Небом. Природа (Син) является истинной сущностью, того, что зовётся истинным Сердцем (Синь): минимум знаний, да установления владыки Шуня. Вот так человек получает возможность быть человеком, и это так! Сердце человека, природа (форма) духа — это и есть природа познания, это и есть то, что называется «Пружиной сердца». Коли поднимает волны по ветру (живёт как все), то рождается и умирает человек — вот и всё. Природа Неба, Пружина Неба, это и есть Дао Неба; Сердце человека, Пружина человека, это и есть Дао человека. Блюсти Пружину Неба значит быть (жить), блюсти Пружину человека значит умереть. И только лишь великий мудрец созерцает Небесное Дао, соблюдает небесный круговорот, остаётся беспристрастным, не-действует, размышляет и постигает, совершенствует истинную сердечную природу (Синь/Син), направляет природу Ци, следует Небесному Дао и приводит в порядок Сердце человека; не даёт возможности и капельке внешней вредоносной Ци проникнуть внутрь тела и смешаться там.

  • Стоит Небу проявиться, убивая Пружину, и перемещаются звезды, меняются местами созвездия. Стоит Земле проявиться, убивая Пружину, и выползают на сушу драконы и змеи. Стоит человек проявиться, убивая Пружину, и Небо и Земля переворачиваются. Стоит Небу и Земле проявиться в гармонии, и мириады превращений утверждаются окончательно.

Комментарий

Мириады превращений суть «всевозможные изменения (метаморфозы)».

То Ци, что убивает Пружину — убивающая Инь, — посему и причиняет вред вещам; однако без Инь не родится Ян, без убийства не будет рождения.

Стоит Небу проявиться, убивая Пружину — и полагается начало круговорота, созвездия (Зодиака) вращаются, рукоятка Ковша (5-я, 6-я и 7-я звёзды Большой Медведицы) возвращаются в Инь (третий циклический знак из двенадцати).

Стоит Земле проявиться, убивая Пружину — и выползают на сушу драконы и змеи, а спокойствие нарушено снова. Лишь Человек, Небо и Земля, Инь и Ян — вот и всё. Если можно, подражая Небу и Земле, побуждать к убийству Пружины, то Пять элементов обращаются, а Земля и Небо соединяются и процветают — а почему? От того, что Сердце человека и Сердце Дао сочетаются в гармонии, и на мгновение Инь и Ян меняются местами. Когда Небо и человек объединяются, закладывается основа трансформации всего сущего — и быть посему. Доведите до совершенства свою Срединность и Гармонию (о которых говорится в «Чжун юн» — «Учении о срединном и неизменном»), — и Небо и Земля утвердятся ими, а всё сущее обретёт в них подобающее место.

  • В природной сущности есть искусность и бездарность; они могут быть утаены и скрыты. Порочность девяти отверстий коренится в «трех насущных». Они могут пребывать и в движении, и в покое.

Комментарий

«Природа имеет недостатки, которые можно спрятать (В природной сущности есть искусность и бездарность; они могут быть утаены и скрыты)».

Человек следует Ци Инь и Ян – и обретает форму. Обладает природными знаниями и врождёнными способностями. Природа сама по себе не дурна, а вот Ци может быть как искусной, так и бездарной. Умный придерживается искусной Ци, глупый придерживается бездарной Ци. В Искусной Природе разум, в Бездарной Природе глупость. Но и искусность, и глупость — всё есть Природа Ци и материи. Сердце же человека управляет делами-поступками, кои не соответствуют изначальной природе Неба. Совершенное Дао, сокрытое в Прежденебесном (Юань Тянь — 先天), обращается в Посленебесное (Хоу Тянь — 后天), а истоки как искусности, так и глупости становятся полностью сокрыты и незримы.

«Порочность девяти отверстий коренится в «трёх насущных». Они могут пребывать и в движении, и в покое».

Девять отверстий в теле человека: вверху семь, внизу два; «три насущных» же есть уши, глаза, рот. Все девять отверстий тела человека являются источником порчи, но среди них особенно порочны «три насущных»: уши, глаза, рот[4] Уши слушают и стремятся к совершенству, глаза смотрят и устремляются мыслью, рот много болтает и Ци рассеивается, причиняет вред Цзин, Ци и Шэнь, а всё тело приходит в упадок. И не было такого человека, кто бы в результате не утратил Син и Мин, Природу и Судьбу. В человеческой власти смотреть, слушать и мало говорить, закрыть свой «насущный» рот, переложить свои стремления на небытие (небеса?), не застревать на внутреннем, не распыляться во внешнем — и три великих снадобья — Цзин, Ци и Шэнь сгустятся и не рассеются, а девять отверстий смогут пребывать то в движении, и в покое, всюду следуя Небесной Пружине, а не Пружине человека. И как тогда «порочное» может быть не уничтожено?!

  • Огонь родился в дереве, и беда только лишь проявилась: ее необходимо преодолеть. Порочность родилась в государстве, и время только лишь сдвинулось — ее необходимо уничтожить. Познавший это совершенствуется, упражняясь. Его называют совершенномудрым.

Комментарий

Огонь подобен дурным помыслам, дерево подобно Природе; порочность как дурная сторона Инь, государство как тело. Дерево рождает огонь, огонь проявляется и вредит дереву, побеждая дерево; порочность рождается в сердце, порочность проявляется и вредит сердцу, приводя Природу в беспорядок. Если в государстве царит беззаконие, оно лишает стабильности и разрушает государство, и это государство погибает. Так и Инь скрыта в теле, наполняя и разрушая тело, и Судьба-Мин (жизненность) опрокидывается. Тело и душа утомляются, и Син и Мин (Природа и Судьба) вместе с ними. Для предотвращения этого-то и нужно знать, как самосовершенствоваться: созерцать Небесное Дао, блюсти Небесный круговорот, обуздывать тело и душу, сохранять Природу и лелеять Судьбу. А тот, кто сдерживает пять элементов от становления в Посленебесном, тот не есть разве совершенномудрый?

Конец «Главы об обретении состояния святого-бессмертного, объемлющей Одно и указующей Дао-Путь».

Перевод

текст — Торчинов Е.А.,

Комментарии Лю Имина

  1. Перевод не совсем ясен.
  2. Следуя ритмической структуре текста можно предположить, что «созерцание» и «блюдение» отражают, соответственно, следование Природе и Судьбе в контексте даосской практики самосовершенствования. Тогда работа «созерцания» будет коррелятивна понятию «сингун» системы нэй-дань (внутренней алхимии), а «блюдения» — понятию «мингун». Если, таким образом, созерцание связано с Син, тогда, возможно, предыдущая фраза «созерцать — значит светить отраженным светом» через прихотливый ряд даосских натурфилософских силлогизмов может отсылать и к термину Синь — Сердце, психика; ср. с названием одной из глав «Гуань-инь Цзы» — «Зеркало (зеркало — это Сердце)». Природа-Син также соответствует Прежнебесному Шэнь — ведающему духу (по Ли Даочуню, «Чжун хэ цзи»). В этом разрезе «созерцание» (или сингун, как мы предположили) у Лю-И Мина родственно практике мистико-философского дискурса, тогда как мингун — что-то нечто внедискурсивной, метавербальной практики гармоничного поведения, пестования естественности (данное предположение подтверждается дальше по тексту).
  3. Возможно, здесь имеется некоторая отсылка к «Девяти глубинам» из второй главы Ле-цзы («Желтый Владыка»).
  4. Сходный мотив упорядочения, дистинкции сущего как потери им же изначальной, природной божественности прослеживается и в классической китайской легенде о печальной судьбе Первородного Хаоса (Хунь Дунь): «Владыку Южного моря звали Шу — Быстрый, владыку Северного моря звали Ху — Внезапный, а владыку Центра — Хунь Дунь — Хаос. Шу и Ху часто ради развлечения навещали Хунь Дуня. Хунь дунь встречал их необычайно приветливо  и предупредительно. Однажды Шу и Ху задумались о том, как отплатить ему за его доброту. Каждый человек, сказали они, имеет глаза, уши, рот, нос — семь отверстий на голове для того, чтобы видеть, слышать, есть и т. д. У Хунь Дуня не было ни одного, и жизнь его не была по-настоящему  прекрасной. Самое лучшее, решили они, пойти к нему и просверлить несколько отверстий. Взяли Шу и Ху орудия, подобные нашему топору и сверлу, и отправились к Хунь Дуню. Один день — одно отверстие, семь дней — семь отверстий. Но бедный Хунь Дунь, которого лучшие его друзья так издырявили, печально вскрикнул и приказал долго жить.» В буддизме разделение реальности по шести «сферам чувств» является одним из звеньев-нидан причинности круговращения колеса сансары.
Древние сакральные знания даосов о вселенной и человеке можно узнать на курсе изучения трактата Дао Дэ Цзин, идёт набор.
Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте