Даосизм — древнее учение о человеке и мире, зародившееся в Китае и существующее на протяжении уже не одной тысячи лет. Название данному учению дает понятие Дао 道, имеющее множество значений и породивший вокруг себя много толкований, комментариев и исследований. Дао представляет собой универсальный принцип, закон, который определяет существование всех явлений и вещей, дает им развитие и приводит их в движение. Из Дао рождается все. Все остальные понятия — союз двух противоположных сил инь-ян 陰陽, пыть элементов у син 五行, восемь триграмм ба гуа 八卦 и другие — рождаются по сути из единого источника Дао.
Многим, слышавшим о даосизме, также знакомо понятие «недеяние» — у вэй 無為. Недеяние является одним из главных принципов даосизма. Однако, оно не означает полное отсутствие любой деятельности и пассивное восприятие действительности. У вэй подразумевает следование определенному, естественному ходу вещей, который подчиняется природным законам. Постигнуть такой ход вещей и правильно следовать ему можно только через практику. Согласно даосской концепции данный принцип был важен не только для даосов-отшельников, но также и для правителей, что находит отражение в различных трактатах.
Все эти понятия можно назвать тем фундаментом, на котором построен даосизм. Но для обычного человека это выглядит абстрактно. Из-за чего часто даосизм воспринимается как философское течение или религиозная доктрина. Однако даосизм главной идеей считал совершенствование самого человека в соответствии со своими основными доктринами: Дао, инь-ян, у син и т.д. Сутью даосизма является именно практичность и неотделимость от жизни во всех ее проявлениях. Все указанные понятия охватывают все, что существует в нашем мире, объясняют их и связывают в единую структуру. Человек в даосизме также подчиняется всем этим закономерностям. И если окружающий нас мир — макрокосм, то человек представляет собой микрокосм. Так же, как Дао присутствует во всем, что окружает человека, оно есть и в самом человеке — практики даосизма позволяют обрести Дао внутри себя.
Тот, кто обрел дао, сам устанавливается — независимо от
— Хуайнань-цзы (пер. Л.Е.Померанцевой)
вещей; я обретаю себя — независимо от ежеминутных изменений и превращений
Практической составляющей даосизма, которая дает человеку возможность внутренних преобразований и совершенствования, является даосская алхимия. А именно ее раздел — нэйдань 内丹, так называемая внутренняя алхимия. Именно это можно назвать в даосизме главной идеей, если говорить о нем как о практическом учении. Тогда обретение Дао становится не просто абстрактной фразой, а конкретной стадией достижения реализации духа, достигаемой через последовательные преобразования субстанций цзин 精, ци 氣 и шэнь 神 в теле практикующего. Именно этому посвящены многие трактаты различных Школ даосизма.