Даосизм — учение, зародившееся в древнем Китае и вобравшее в себя знания об устройстве мира в целом и человека в частности, проникшее во все области человеческой жизни и повлиявшее на становление китайской цивилизации. Основателем китайского даосизма чаще всего называют мудреца Лао-цзы 老子, с именем которого связан самый известный даосский текст — Даодэцзин 道德經. Чаще всего в различных словарях и энциклопедиях даосизм характеризуют как религиозно-философское течение. Действительно существует религиозная ветвь даосизма, в которой происходит обожествление Лао-цзы. Однако, это уже относительно позднее явление в сравнении с исходной точкой появления даосизма. Было некорректно характеризовать даосизм и как чисто философское течение. Безусловно, центральное понятие этого учения — Дао 道 — до сих пор занимает умы многих даологов и синологов, исследующих традицию даосизма. Если же обратиться к истинной сути даосской традиции, то можно увидеть, что ее основу всегда составляли практики совершенствования для достижения высоких духовных состояний. Эти практики носят название даосской алхимии. Алхимия — европейский термин, в китайской же традиции эти практики обозначались терминами, содержащими иероглиф дань 丹 (эликсир). Нэйдань内丹 («внутренний эликсир», внутренняя алхимия — практики преобразования цзин 精 , ци 氣 и шэнь 神 в теле человека). Менее распространенным способом является вай дань 外丹, «внешний эликсир» — искусству составления снадобий для трансформаций аналогичных субстанций с помощью приема этих снадобий внутрь).
Возвращаясь к основателю китайского даосизма, стоит заметить, что и трактат Даодэцзин, включая в себя раскрытие понятий Дао и Дэ 德, дает указания на практический характер даосизма, его возможности и проявления в жизни не только отдельного человека, но и целого государства в случае управления правителя, обладающего Дао:
Я буду пребывать в недеянии,
— Даодэцзин (пер.Е.А.Торчинова)
и народ начнет самоизменяться.
Я буду любить покой,
и народ исправится сам собой.
Наряду с Лао-цзы, основателем даосизма также называют и императора Хуан-ди 黃帝 (Желтый император) , жившего задолго да Лао-цзы. Годами его жизни считается период около третьего тысячелетия до н.э. Ему приписывается изобретение китайского календаря, лодки, с ним же связывают и знаменитый медицинский трактат Хуан-ди нэй цзин 黃帝內經. Одно из древних названий даосизма — Хуанлао сюэпай 黄老学派 — включает в себя имена Хуан-ди и Лао-цзы.