Синьицюань, так же называют Синьилюхэцюань, является одним из кулачных методов внутренних школ, являющихся драгоценностью Китайского воинского искусства. Имеющиеся описания возникновения, развития, преемственности многочисленны и весьма запутанны. Опираясь на семейные записи школ Синьицюань, «цюаньпу» и устные предания, беря в расчет исследования, проведенные на этом материале, мы предлагаем нижеследующие рассуждения, немного проливающие свет на истинное положение традиции. Работа в этом направлении будет продолжаться, в связи с чем могут происходить некоторые изменения в предлагаемом материале.
Происхождение основных направлений Синьицюань.
Первое упоминание гласит о даосском монахе Ню по прозвищу Тунань, который создал стиль, названный им Ицюань. Стиль основывался на законах Инь — Ян, У Син, Тяньгань (знаки десятеричного цикла), Дичжи (знаки двенадцатеричного летоисчисления). В эпоху Сун он передал свои знания Чжоу Дуну. Чжоу Дун передал стиль ученикам: Тан Хуаю, Юэ Фэю, Чжан Сяню. Юэ Фэй, по прозвищу Пэн Цзюй, жил в уезде Танинь, провинции Хэнань. Выходец из бедной семьи, рано потерявший отца, он не смотря ни на что оттачивал искусство, переданное ему Чжоу Дуном и соединил его с искусством копья. Он обобщил полученные знания с полученным опытом и на основе девяти главных требований, а именно: Единая Ци, Инь-Ян, Три сочленения, Четыре окончания, Пять первоэлементов, Шесть единений, Семь входов, Восемь тел, Девять шагов; расширил переданный ему стиль, сохранив название Ицюань. Ню Гао из провинции Шэнси, узнав о Юэ Фэе, пришел к нему с просьбой обучить его своему искусству. Юэ Фэй проникся к Ню Гао братской дружбой (оба рано потеряли родителей) и полностью передал ему свои знания. Их дружба продолжалась вплоть до гибели Юэ Фэя, после чего Ню Гао вернулся на родину. Кисти Юэ Фэя приписывают цюаньпу «武穆王拳谱 », который в последствии повлиял на Цзи Лунфэна и созданный им стиль. С этого момента наиболее часто упоминают две линии возникновения нынешнего Синьицюань\ Синьилюхэцюань. И связанны они с Учителями Дай Лунбаном и Цзи Лунфэном.
Согласно записям в хронике семьи Дай, через много лет потомок Ню Гао – Ню Цин переезжает из провинции Шэнси в провинцию Хэнань. Ню Цин начал развивать торговлю между этими провинциями с помощью Дай Бомяо. Летопись семьи Дай гласит: «В эпоху Мин Дай Чжи, по прозвищу Бомяо, с детства практиковал воинские искусства. Подружившись, на почве коммерции с Ню Цином, он обучился у него науке Ицюань. В последствии Ню Цин представил его Цзяо Пэну. Поклонившись ему как Учителю, Бомяо продолжил постигать науку И цюань. Во время своих странствий Бомяо познакомился с Тан Цзингуаном. Цзингуан владел искусством копья. Бомяо и Цзингуан понравились друг другу и Бомяо еще много раз посещал Цзингуана и овладел под его руководством «наукой копья». Дай Бомяо прожил 98 лет и передал свое искусство своим потомкам Дай Хуаю и Дай Цзю, которые донесли искусство семьи Дай через прямого потомка, Дай Яньсюаня, к Дай Лунбану, основателю известного ныне направления Синьицюань — Синьицюань семьи Дай. Цзи Цзикэ, по прозвищу Лунфэн, жил в конце династии Мин в уезде Пучжоу (теперь это провинция Шанси) и был родом из клана Фэн. Он родился в 1602 году, а умер в 1689 году, прожив 87 лет. Семья Цзи Цзикэ жила зажиточно, что позволило ему обучаться гражданским и военным наукам. Он проявлял большую склонность к воинским упражнениям и много времени уделял тренировке тела и работе с оружием, особенно с копьем. Став старше, Цзи Цзикэ начал странствовать по Китаю в поисках знаний и Учителей.
Легенда гласит, что в своих странствиях ему повезло встретится с даосским отшельником, который передал ему нэйгун и кулачный метод, а так же цюаньпу (武穆王拳谱), написание которого приписывают Юэ Фэю. Так же легенда утверждает, что в своих странствиях Цзикэ посетил Шаолинь, где провел некоторое время в изучении канонических методов кулачного искусства и владения оружием. Любимым занятием Цзи Цзикэ было наблюдение за петушиными боями. В последствии он сформулировал принципы, вынесенные из наблюдений и осмысления петушиных боев, шаолиньских техник и известных ему других кулачных методов, ставшие основой созданного им стиля. Это 6 ключевых принципов – «шаги петуха», «тело дракона», «руки медведя», «захват орла», «тигриный охват головы», «громоподобный звук», а стиль стал называться «синьилюхэцюань» (кулак сердца и мысли шести единений).
Вернувшись после странствий в родную деревню Цзи Цзикэ продолжил совершенствование созданного им стиля. Он обучал детей и внуков своему искусству, которое распространилось в провинции Шанси и Хэнань. Но только один человек, не принадлежавший к семье Цзикэ, получил знание семейного стиля. Это был Цао Цзиу. Летописи гласят : «Цзи Лунфэн навещал учителей в Чжунаньшань и получил от них «武穆王拳谱». Вернувшись на родину он начал практиковать в соответствии с методом, описанным в этом цюань пу. В дальнейшем он передал этот метод Учителю Цао Цзиу из провинции Аньхуй (теперь область Гуй). Цао Цзиу родился в 1665 году. Будучи от рождения слабым и робким он с 12 лет начал постигать воинское искусство. Его мастерство приобрело завершенность и отчасти благодаря этому в 1693 году он занял важный государственный пост. В последствии он передал свое искусство Дай Лунбану из провинции Шанси и Ма Сюэли из города Лоян провинции Хэнань». Именно Цао Цзиу принадлежит заслуга в систематизации тех методов, что создал Цзи Цзикэ, а также теоретические обоснования стиля и фиксирование их в семейных хрониках. Его кисти принадлежит трактат «Рассуждения о десяти главных методах синьилюхэцюань» (心意六合拳论十法摘要).