Текст
Гуань Инь-цзы сказал: «Сердце откликается на сущее, от этого не рождается сердце, а рождаются чувства. Сущее сопрягается с сердцем, но от этого не рождается сущее, а рождается сознание. Сущее контролирует не истинное, так что же говорить о сознании? Сознание контролирует не истинное, так что же говорить о чувствах? Так объекты вводят в заблуждение человека, который в совершенном отсутствии держится за то, что считает постоянным. Одно чувствование осуществляет познание, и тогда скапливается в совокупность множество чувств. Вся совокупность множества чувств осуществляет познание, и тогда скапливается все множество сущего. Сущее приходит, не зная пределов. Мое сердце (психика) имеет границы. Поэтому мое благомыслие сковывается сущим. Но можно заставить это уйти и можно заставить это прийти. И приходящие, и уходящие объекты вначале не находятся во мне. Порождающие трансформации служат им и вовсе не знают отдыха.
Кто бы мог подумать, что хотя Небо и Земля столь велики, они могут тем не менее служить наделенному оформленной телесностью, но не могут служить лишенному оформленной телесности. Силы инь—ян хотя тонки и сокрыты, но могут служить наделенному пневмой, но не могут служить лишенному пневмы.
Если сердце(психика) направляется на что-либо, то и пневма следует за ним. Если пневма направляется куда-либо, то и оформленная телесность соответственно откликается ей. Это подобно тому, как Великая Пустота, пребывающая в средоточии единой плазмы, трансформировалась, породив все сущее. Но существующую в качестве объектов единую пневму уже не назовешь Великой Пустотой. Единое сердце(психика) во мне может трансформироваться в пневму, может трансформироваться в оформленную телесность, но само мое сердце(психика) не пневменно, не оформлено телесно и таким образом ни Небо и Земля, ни инь—ян не могут служить ему».
Гуань Инь-цзы сказал: «Когда человек в обычном состоянии вдруг увидит нечто необыкновенное, значит, это то, что зачато его сперматической эссенцией и побуждено ею к существованию. Когда человек, будучи больным, вдруг увидит нечто необыкновенное, значит, это то, что порождено болезненным состоянием его сердца(психики) и побуждено им к существованию. Но если мы знаем, что наше сердце(психика) может в отсутствии узреть наличие, то мы знаем и то, что наше сердце(психика) может в наличии узреть отсутствие, однако не надо доверять этому. Самоестественность не духовна».
Некто спросил: «Пострадавшее сознание помрачнено, кто же не поверит этому?» Я ответил ему: «Это похоже на поведение ловца змей. В сердце нет страха перед змеями и если он даже и во сне увидит змею, то все равно не испугается. Поэтому Хуан-ди сказал: «В Дао-Пути нет демонов и духов. Он один уходит вдаль и один приближается сюда»».
Гуань Инь-цзы сказал: «Мое мышление ежедневно меняется, но побуждает его к этому не «я», а предопределенность. Если знать, что это только предопределенность, то вовсе не увидишь «я», внутри не увидишь сердца(психики)».
Гуань Инь-цзы сказал: «Вот пример двух глаз. Они могут видеть Небо, Землю и все сущее. Но если на мгновение прервать доступ к ним отраженного света, то они тогда ничего не увидят».
Гуань Инь-цзы сказал: «Созерцание прекрасного исцеляет раны зрения, слушание гармоничного исцеляет раны слуха, размышление об изначальном тайном исцеляет раны сердца (психики)».
Гуань Инь-цзы сказал: «Не выверяй объект сердцем(психикой) «я». Надо выверять объект сердцем самого объекта. Познавшие эти разъяснения могут объять все множество дел мира, могут осуществить свою благую силу дэ, могут постичь до конца дао, могут объединиться со всеми людьми, могут забыть о «я» «.
Гуань Инь-цзы сказал: «Принцип Поднебесной таков, что малое не устанавливает себя само, но стремится к великому. Великое не устанавливает себя само, но стремится к тому, что не может быть установлено. Поэтому человек, который может установить даже одно из своих чувств, способен до конца развить свою благую силу дэ. Но тот, кто может забыть хотя бы об одном своем чувстве, способен достичь единения с дао».
Перевод
Торчинов Е.А.