Текст
Гуань Инь-цзы сказал: «Когда совершенномудрый человек упорядочивает Поднебесную, то он не делает нас мудрее и не оглупляет нас».По этой причине, если люди мудры, то он считает их мудрыми, если же люди глупы, то он считает их глупыми. Он не наставляет нас в том, что такое правда, а что ложь.
По этой причине если дела праведны, то он считает их праведными, если же дела лживы, то он считает их лживыми. Он знает великое единство древности и современности. Поэтому он ценит выше то древность, то современность.
Он знает великое единство внутреннего и внешнего. Поэтому он ценит выше то внутреннее, то внешнее. Существа Поднебесной не обретают его милостей, утруждая его. Поэтому он взращивает их уступчивостью. Существа Поднебесной не обретают его милостей, относясь к нему как к внешнему. Поэтому он охватывает их своей пустотой. Существа Поднебесной не обретают его милостей, утруждая его. Поэтому он воздействует на них своей легкостью. Существа Поднебесной не обретают его милостей, наваливаясь на него. Поэтому он преобразует их своей силой. Если таким образом оказывать помощь Поднебесной, то можно дать отпор врагам. Если таким образом опираться на Поднебесную, то можно создать ритуальную утварь. Совершенномудрый человек не одним собой упорядочивает Поднебесную, он Поднебесной упорядочивает Поднебесную. Поднебесная возвращает подвиги совершенномудрому человеку. Совершенномудрый человек совершает подвиг для Поднебесной. Таким образом Яо, Шунь, Юй, Чэн Тан упорядочивали Поднебесную. Про Поднебесную говорят: «Самоестественность».
Говорят: «В Поднебесной нет ничего без противоположного, есть рождение и есть убийство, однако у Неба нет ни любви, ни ненависти. Нет ничего, не освящаемого солнцем. Есть прекрасное и безобразное, однако для солнца нет ни изобильного, ни убогого».
Перевод
Торчинов Е.А.