Содержание
Учитель сказал:
«Дао не удалено от человеческого. Если же человек, осуществляя Дао,
удалится от человеческого, то [он] не сможет осуществить Дао.
В „Ши" сказано:
Вырубаю топорище, вырубаю топорище,
А образец его недалеко.
Если, держась за топорище, вырубать новое топорище, но при этом
отводить взгляд в сторону и не смотреть на топорище, то это и значит
„удаляться". Поэтому благородный муж посредством человеческого
выправляет человека, и, лишь исправив, останавливается.
Верность [верхам] и снисходительность [к низам] ненамного
отстоят от Дао. Чего себе не желаешь, того не делай и другим.
Дао благородного мужа состоит из четырех [положений], я,
Цю, пока не способен осуществить и одного из них:
служить отцу так, как это требуется от сына, —
пока на это не способен;
служить государю так, как это требуется от подданного, —
пока на это не способен;
служить старшему брату так, как это требуется от младшего, —
пока на это не способен;
прежде испытать на себе то, что требуешь от друзей, —
пока на это не способен.
Если в добродетельном поведении и выражаемом в словах почтении
чувствуешь какой-то недостаток, не смей не прилагать усилий, а если
чувствуешь избыток, не смей считать, что исчерпал предел. Слово
должно соответствовать делу, а дело — слову. Как может благородный
муж тут быть не твердым!»