Чжун Юн 中庸 — Чжан 20

Содержание

Ай-гун спросил о принципах управления.

Учитель ответил:

«Принципы управления Вэнь-вана и У-вана начертаны на бамбуковых планках. Если подходящие люди есть, то эти принципы процветают. Если подходящих людей нет, то эти принципы угасают. Человеческое Дао стимулирует управление государством, земное Дао стимулирует рост растений. Поэтому управление — это растущий камыш. Отсюда следует, что эффективность управления зависит от наличия [подходящих] людей. Подбирай людей по себе, себя совершенствуй по Дао, Дао совершенствуй по человеколюбию. Человеколюбие — это и есть человеческое. Любовью к близким создается величие [человеколюбия]. Долг — это и есть должное. Почитанием мудрых (достойных) создается величие [долга]. Различная сила любви к близким, градация в почитании мудрых (достойных) — в этом исток ритуала. Если нижестоящие [чиновники] не пользуются доверием у вышестоящих, то народом управлять невозможно. Вот почему благородный муж не может не совершенствовать себя.

  • Думая о совершенствовании себя, не может не служить близким.
  • Думая о служении близким, не может не познавать людей.
  • Думая о познании людей, не может не познавать Небо.

Всепроникающее Дао Поднебесной [включает] пять [видов отношений], а то, чем [оно] приводится в действие, исчисляется тремя [качествами]. А именно: отношения между правителем и подданным, отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим братьями, другом и другом — эти пять [видов отношений] и есть всепроникающее Дао Поднебесной. Мудрость, человеколюбие и мужество — эти три [качества] и есть всепроникающее Дэ Поднебесной. То, чем оно (Дэ) приводится в действие, есть одно-единое.

  • Некоторые от рождения знают это,
  • Некоторые в результате обучения узнают это,
  • Некоторые, преодолевая трудности, познают это, и всё, к чему они приходят в познании, есть одно-единое.
  • Некоторые ради безопасности следуют этому,
  • Некоторые ради выгоды следуют этому,
  • Некоторые скрепя сердце следуют этому, и всё, к чему они приходят в результате, есть одно-единое».

Учитель сказал: «Любовь к учебе ведет к мудрости, усердие в делах ведет к человеколюбию, сознание стыда ведет к мужеству. Тот, кто усвоил эти три [положения], знает, как совершенствовать себя. Тот, кто знает, как совершенствовать себя, знает, как управлять людьми. Тот, кто знает, как управлять людьми, знает, как управлять царствами Поднебесной.

Всего существует девять принципов [управления] царствами Поднебесной: совершенствование себя, почитание мудрых (достойных), любовь к близким, уважение к министрам, искреннее отношение к слугам, забота о простом люде как о своих детях, приглашение ремесленников, мягкое обращение с чужеземцами, привлечение на свою сторону местных князей.

  • Если совершенствовать себя, то Дао утвердится.
  • Если почитать мудрых (достойных), то утихнет недовольство.
  • Если взращивать любовь к близким, то между дядьями и братьями не будет зла.
  • Если оказывать уважение министрам, то не будет сумятицы.
  • Если искренне относиться к слугам, то служилые будут платить еще большим ритуальным уважением.
  • Если заботиться о простом люде как о своих детях, то все сто родов человеческих будут пребывать в радости.
  • Если приглашать ремесленников, то имущества будет в достатке.
  • Если мягко обращаться с чужеземцами, то люди со всех четырех сторон света будут стекаться к тебе.
  • Если привлекать на свою сторону местных князей, то вся Поднебесная будет благоговейно трепетать перед тобой.

Беспристрастность и просвещенность, праздничные одежды и соизмерение каждого своего шага с ритуалом — это то, посредством чего совершенствуют себя.

Искоренение клеветы, удаление от разврата, презрение к деньгам и почитание добродетели — это то, посредством чего поощряются мудрые (достойные).

Повышение их (близких) в ранге, увеличение их жалованья, согласие с их вкусами — это то, посредством чего поощряются близкие.

Процветание чиновников, назначение их на службу — это то, посредством чего поощряются министры.

Искреннее доверие, повышение жалованья — это то, посредством чего поощряются служилые.

Своевременное использование на работах, снижение податей — это то, посредством чего поощряются простые люди.

Ежедневные проверки, ежемесячные практические испытания, оплата натурой, похвалы за службу — это то, посредством чего поощряются ремесленники.

Проводы убывающих, встреча прибывающих, выражение радости их искусности и сочувствие их неспособности — это то, посредством чего выказывается мягкость в обращении с чужеземцами.

Продление прерванных генеалогий, возрождение разрушенных царств, обуздание смут, предупреждение опасностей, своевременные приемы местных князей, направление посланников с щедрыми дарами и принятие их со скромными подношениями — это то, посредством чего привлекают на свою сторону местных князей.

Таким образом, всего существует девять принципов [управления] царствами Поднебесной, а то, чем они приводятся в действие, есть одно-единое.

  • Если все дела заранее подготовлены — утвердишься,
  • Если не подготовлены — погибнешь.
  • Если слово заранее выверено — не оступишься.
  • Если дело заранее выверено — не встретишь затруднений.
  • Если поведение заранее выверено — не впадешь в тяжкий порок.
  • Если Дао заранее выверено — не оскудеешь нравственно.
  • Если нижестоящие [чиновники] не пользуются доверием у вышестоящих — народом управлять невозможно.
  • Есть Дао, как заслужить доверие у верхов: если не найдешь доверия у друзей, не будет доверия и со стороны верхов.
  • Есть Дао, как сыскать доверие у друзей: если не проявишь послушания сородичам, не будет доверия и со стороны друзей.
  • Есть Дао, как достичь послушания сородичам: если при обращении внутрь себя не обнаруживается искренность, не будет и послушания сородичам.
  • Есть Дао обретения искренности в себе: если не достигнешь просветления в добре, не будет искренности и в себе.

Искренность — это Дао Неба, стремление стать по нему искренним — это Дао человека. Искренний добивается цели без усилий, обретает без размышлений, спокойно сливается с Дао середины, таков совершенномудрый человек. Стремящийся стать по нему (Дао Неба) искренним, это тот, кто выбирает добро и крепко держится его. Широко изучайте его (Дао), старайтесь добраться до его сути, тщательно вдумывайтесь в него, добивайтесь четких суждений о нем, неутомимо осуществляйте его.

Если чего-то не доучил — изучай, не осилил — не останавливайся.
Если в чем-то не добрался до сути — допытывайся, не познал — не отступай.
Если что-то не продумал до конца — думай, не охватил — не прекращай.
Если о чем-то не добился четкого суждения — рассуждай, не прояснил — не отчаивайся.
Если что-то не осуществил — действуй, не постарался — не бросай.
Там, где другой прилагает одно усилие, ты прилагай сто.
Там, где другой прилагает десять усилий, ты прилагай тысячу.
В результате осилишь это Дао.
Если был глупым, станешь умным.
Если был слабым, станешь сильным».
Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте