Содержание
В «Ши» говорится:
Простому платью предпочли расшитые одежды .
Сказанное порицает вычурную отделку платья.
Вот почему
Дао благородного мужа, будучи сокрытым, день ото дня проявляется;
Дао маленького человека, будучи видимым, день ото дня исчезает.
Дао благородного мужа пресное, но не приедается, простое, но изящное
[по смыслу], мягкое [в обращении], но строгое в принципах.
Это знание близкого в далеком, знание себя в общественных нравах,
знание ясного в темном.
Это то, с чем можно войти в Дэ.
В «Ши» сказано [о рыбе]:
Хотя и таится у самого дна,
Лучом освещается все же она .
Поэтому, если, заглянув в себя, благородный муж обнаруживает, что не
страдает пороком, это значит, что у него не было зла в помыслах. Что в
благородном муже остается недостижимым, именно то для других ос-
тается невидимым.
В «Ши» сказано:
Будь же таким и тогда, когда заходишь в покой:
Перед отверстием в крыше своей не красней .
Вот почему благородный муж, даже не двигаясь, вызывает почтение,
даже не вымолвив слова, вызывает доверие.
В «Ши» сказано:
К жертве явись; мы безмолвны, молчанье храним.
Споров не будет перед приходом твоим .
Вот почему благородный муж не награждает, а народ радуется;
не гневается, а народ трепещет сильнее, чем под топором и секирой.
В «Ши» сказано:
Нет ничего светлей, чем добродетель,
И все цари берут ее за образец .
Вот почему, если благородный муж честно исполняет свой долг,
Поднебесная умиротворена.
В «Ши» сказано:
Я полон дум о светлой добродетели.
Не повышаю голоса, не напускаю вид .
Учитель сказал:
«[Повышать] голос и [напускать] вид, с тем чтоб просвещать народ, —
пустое».
В «Ши» сказано:
Добродетель легка, как легка паутинка .
И паутинка все же что-то да значит.
[И еще в «Ши» сказано:]
Деяниям высшего Неба,
Не присущи ни звук, ни запах .
Вот совершенство!