大學 Великое Учение. Комментирующая часть — Статья 9.

Содержание

[II, 9.1]

Сказанное: «Прежде чем упорядочить государство, необходимо выравнять свою семью» — [означает следующее]. Не существует таких, кто, не умея научить собственную семью, был бы способен научить других людей. Поэтому благородный муж, не покидая своей семьи, осуществляет научение в государстве. Преданность родителям есть то, чем служат правителю. Братская любовь есть то, чем служат старшим. Чадолюбие есть то, чем повелевают массами.

Если личность усовершенствована, то и семья может быть научаема (цзяо). Преданность родителям, братская любовь и чадолюбие суть то, чем усовершенствуется личность и научается семья. Так что путь (дао), следуя которому в государстве служат правителю, служат старшим и повелевают массами, не выходит за пределы этого. Поэтому семья выравнивается вверху, а обучение формируется внизу.

[II, 9.2]

В «Указе Кан[-шу]» говорится: «Как будто оберегаешь младенца» . Если сердце искренне стремится к чему-то, то, даже не достигая цели, не уходит от нее далеко. Еще не бывало, чтобы сначала учились пестовать детей, а потом выходили замуж.

Здесь цитируется и разъясняется «[Канон] писаний», а также высветляется основа становления обучения, не требующая насильственных действий, но состоящая в знании его начал и их расширяющем развитии.

[II, 9.3]

Одна семья гуманна — и в целом государстве процветает гуманность. Одна семья уступчива — и в целом государстве процветает уступчивость. Один человек алчен и преступен — и в целом государстве творится смута. Такова тут движущая пружина. Об этом сказано: «Одно слово портит дело85, один человек упрочивает государство».

«Одним человеком» назван правитель.

«Движущая пружина» — то, из чего исходит движение.

«Портить» — это терпеть неудачу.

Здесь говорится о том, что обучение формируется заслугами перед государством.

[II, 9.4]

Яо и Шунь руководили Поднебесной посредством гуманности, и народ следовал этому. Цзе и Чжоу руководили Поднебесной посредством жестокости, и народ следовал этому. Их приказы стали противоречить тому, что они любили, и народ не последовал им. Поэтому благородный муж требует от [других] людей только то, чем обладает сам, и порицает в [других] людях только то, чего не имеет сам. Еще не бывало, чтобы не хранящий в себе лично [эту] взаимность[1] был способен внушить ее [другим] людям.

Здесь опять нашли продолжение слова предыдущего текста об «одном человеке, упрочивающем государство». Имеешь добро в себе — можешь нести добро [другим] людям. Не имеешь зла в себе — можешь исправлять зло [других] людей. Все это предполагает отталкивание от самого себя (туй цзи) для достижения [другого] человека и называется взаимностью. В противном случае «приказы становятся противоречащими тому, что любимо, и народ не следует им».

«Внушить» — это просветить.

[II, 9.5]

Поэтому упорядочивание государства состоит в выравнивании своей семьи.

Обобщение предыдущего текста.

[II, 9.6]

«[Канон] стихов» гласит: «Древо персика молодо и прекрасно. Его листва пышна и густа. Сия девушка входит в дом мужа. Быть ей в ладу с домочадцами в своей [новой] семье»87 . [Сначала надо быть] в ладу с домочадцами в своей семье, а уж потом можно научать людей в государстве.

Это стихотворение «Древо персика молодо и прекрасно» из «Чжоуского юга» «[Канона] стихов».

«Молод и прекрасен» — образ молодости и привлекательности.

«Пышен и густ» — образ красоты и изобилия, означающий процветание.

«Сия девушка» — подобно словам «эта девушка», здесь имеется в виду выход девушки замуж. Замужняя, именуемая находящейся в браке, названа «входящей в дом мужа».

«Быть в ладу» — подобно доброму отношению.

[II, 9.7]

«[Канон] стихов» гласит: «В ладу со старшими братьями, в ладу с младшими братьями» . [Сначала надо быть] в ладу со старшими и младшими братьями, а уже потом научать людей в государстве.

Это стихотворение «Высока полынь» из «Малых од» «[Канона] стихов».

[II, 9.8]

«[Канон] стихов» гласит: «Вид его без изъянов. Выправил [он] государства [всех] четырех [стран света]» . С достойного быть примером в качестве отца и сына, старшего и младшего брата народ берет пример.

Это стихотворение «Горлица» из «Нравов [царства] Цао» «[Канона] стихов».

«Изъян» — это недостаток.

[II, 9.9]

Об этом сказано: «Упорядочение государства состоит в выравнивании своей семьи».

Все эти три цитаты из «[Канона] стихов» приведены для воспевания дел, описанных в предыдущем тексте, а также для установления между ними такого рода связи. Их вкус глубок и стоек, и следует погружаться в них с головой.

Вышеизложенное представляет собой девятую статью комментирующей части, разъясняющую «выравнивание семьи» и «упорядочение государства».

Примечания

  1. Выраженное здесь «золотое правило» морали обозначается в конфуцианстве термином шу («взаимность»). Конфуций называл «взаимность» всепронизывающим стержнем своего учения, «единым словом», которым можно руководствоваться всю жизнь («Лунь юй», IV, 15; V, 11/12; VI, 28/29; XII, 2; XIII, 13; XIV, 34; XV, 20/21, 23/24; «Мэн-цзы», IV А, 9; «Чжун юн», § 13).
Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте