
Биографические данные
Сунь-цзы 孫子 — знаменитый полководец и стратег, родившийся в период Вёсен и Осеней в государстве Чу. Сунь-цзы почитается в культуре Китая и Восточной Азии как легендарная историческая и военная фигура. При рождении получил имя Сунь У 孫武.
Ему традиционно приписывают авторство трактата «Искусство войны» (Сунь-цзы бин фа 吳子兵法) — влиятельного произведения по военной тактике и стратегии. Книга оказала большое влияние на развитие военного дела и мысли и высоко оценивалась в последующие времена.
Знаменитый историограф Сыма Цянь 司馬遷 и другие традиционные китайские историки описывают Сунь-цзы как министра князя Хелюя из царства У, датируя годы его жизни 544–496 гг до н.э.
Военные победы Сунь-цзы вдохновили его на написание «Искусства войны». Этот трактат был одним из самых читаемых военных текстов в последующий период Сражающихся царств, время постоянных войн между древними китайскими государствами, которые боролись за власть и территорию.
Существуют разные точки зрения на период написания трактата «Искусство войны» и его авторство. Одна из точек зрения говорит о том, что он был написан в 512 г. до н.э. историческим Сунь У, действовавшим в последние годы периода Весен и Осеней. Другое мнение относит «Искусство войны» к среднему и позднему периоду Воюющих царств (около 481–221 до н.э.). Третья точка зрения утверждает, что записи были опубликованы во второй половине V века до н.э.
Трактат Сунь-цзы бин фа 吳子兵法
Книга Сунь-цзы «Искусство войны» оказала влияние на многих известных исторических правителей и военных деятелей. Сыма Цянь, историк периода династии Хань, указывал, что император Китая Цинь Ши хуан-ди 秦始皇帝 считал трактат неоценимым в деле окончания периода Воюющих царств. «Искусство войны» стало популярно и за пределами Китая, высоко ценилось военными деятелями стран Восточной Азии.
Книга представляет собой военное пособие по управлению конфликтами и достижению победы в битвах. Трактат признан шедевром стратегии войны и часто цитируется и упоминается генералами и теоретиками с тех пор, как он был впервые опубликован, переведен и распространен по всему миру.
«Искусство войны» Сунь-цзы использует язык, который может показаться необычным для западных текстов о военном деле. Например, в тексте встречается фраза о том, что полководец должен быть спокоен духом и непостижим для других.
Вот дело полководца: он должен сам быть всегда спокоен и этим непроницаем для других; он должен быть сам дисциплинирован и этим держать в порядке других.
— Искусство войны (пер. Н.И.Конрада)
Значение таких утверждений становится более ясным, если интерпретировать их в контексте даосской мысли и практики. Сунь-цзы говорил, что одним из пяти явлений, лежащих в основе любой войны является путь (Дао 道). И правитель должен обладать этим путем. То есть даосское мировоззрение проникало даже в такие сферы человеческой жизни, как военные действия.
«Искусство войны» Сунь-цзы рассматривает стратегию в широком смысле, затрагивая не только непосредственно ведение военных действий, но и государственное планирование и управление. Кроме военной тактики в тексте также указывается и необходимость дипломатических действий.