
Краткая биография
Чжуан-цзы 莊子 (около 369 г. до н.э. — 286 г. до н.э.) был мыслителем и писателем во времена периода Сражающихся царств, преемник идей Лао-цзы 老子. Его считают автором одноименного трактата Чжуан-цзы — книги, оказавшей немалое влияние на развитие даосизма и отражающей идеи Лао-цзы.
Единственное историческое упоминание о нем можно найти в энциклопедическом трактате историографа Сыма Цяня 司馬遷 под названием Ши цзи 史記 (Исторические записки) в главе 63:
Чжуан-цзы был родом из Мэн, его звали Чжоу. Чжоу занимал должность смотрителя [поселения] Циюань в Мэн. [Он] был современником лянского Хуэй-вана и циского Сюань-вана. Его учение касалось всего на свете, но в основе своей восходило к мыслям Лао-цзы.
— Сыма Цянь, Ши цзи (пер. Р.В.Вяткина)
Трактат Чжуан-цзы
Сыма Цянь в «Исторических записках» упоминает, что трактат состоит из 100 000 слов. Однако, до наших дней дошла версия текста из 33 глав, включающих около 65000 слов. Текст разделен на три части: нэй пянь 內篇 (внутренние главы), вай пянь 外篇 (внешние главы) и цза пянь 雜篇 (разные главы).
В прошлом считалось, что все главы трактата были написаны самим Чжуан-цзы. Но позже возникло мнение, что только внутренние главы были написаны самим Чжуан-цзы, а внешние главы и разные главы были написаны его учениками.
Размышления Чжуан-цзы обширны и глубоки, они являются сокровищем древней китайской классики. Идеи, изложенные в трактате, его литературный стиль сильно повлияли на последующие поколения писателей, поэтов и мыслителей Китая.
Текст Чжуан-цзы содержит множество басен, притч, написанных часто в ироничном ключе.
Он отрицает социальную и политическую систему конфуцианства и выступает за иной, чем конфуцианская философия, подход. Чжуан-цзы говорит о жизни с естественной спонтанностью, объединяя свое внутреннее я с Дао, держась в стороне от политики и социальных обязательств.
Дао 道 Чжуан-цзы — это сущность мироздания, бесконечное понятие. Из Дао произошел мир и все вещи, и само оно является источником всех вещей. Оно не имеет ни формы, ни смерти или рождения в пространстве и времени. Оно вечно и абсолютно.
Ведь путь поддерживает и покрывает [всю] тьму вещей. Как он безбрежно велик!
— Чжуан-цзы (пер. Л.Д.Позднеевой)
Часто упоминается недеяние (у вэй 無為) как ключ к истинному счастью и как основным принципом для управления.
Безмятежность и безразличие, покой и уединение, пустота и недеяние — таково равновесие неба и земли, [такова] сущность природных свойств.
— Чжуан-цзы (пер. Л.Д.Позднеевой)
Тот, кто осуществляет путь, с каждым днем все больше утрачивает, утратив, снова утрачивает вплоть до того, когда достигает недеяния, недеянием же все совершает.
— Чжуан-цзы (пер. Л.Д.Позднеевой)