
Путь в огромном не исчерпывается, в мельчайшем не отсутствует. Поэтому-то [он] представлен полностью во [всей] тьме вещей. Обширный-обширный, [он] все в себе объемлет. Глубокий, — он неизмерим.
— Чжуан-цзы (пер. Л.Д.Позднеевой)
Древнекитайский даосский трактат Чжуан-цзы 莊子 – книга, названная по имени автора Чжуан Чжоу 莊周 или Чжуан-цзы, который считается одним из главных представителей учения даосизма.
Жизнеописание Чжуан Чжоу встречается у древнекитайского историографа Сыма Цяня 司馬遷 (145 (или 135) — 86 г.г. до н. э.), в его произведении «Исторические записки» (Ши цзи 史記). Так, описывается, что Чжуан-цзы имел имя Чжоу, годы его жизни приходятся на период 369-286 гг. до н.э., его семья проживала в уезде Мэн царства Сун, была знатной, но потерявшей высокий социальный статус. Чжуан-цзы большую часть жизни прожил в царстве Чу, работал на должности смотрителя поселения. Известна история о том, как Чжуан-цзы предпочел личную свободу, отказавшись стать первым министром.
Сохранившаяся к настоящему времени версия трактата Чжуан-цзы была отредактирована философом эпохи Цзинь Го Сяном 郭象, который разделил её на 33 главы, из которых 7 относятся к внутренней (нэй 内), 15 к внешней (вай 外) и 11 глав к смешанной (цза 杂) частям. Внутренние главы признаются наиболее подлинными, написанными автором книги, внешние – его учениками, остальные – его последователями.
Произведение, составленное в виде собрания коротких историй и диалогов, представляет собой смешение жанров и стилей, часто юмористического характера, некоторые истории содержат логику и рассуждения, сопоставление фактов и обстоятельств, которые затем подсвечиваются с другой стороны или доводятся до нелепости, чтобы продемонстрировать ограниченность человеческого познания. По описанию Сыма Цяня, содержание книги охватывало все вещи в мире, но основа ее заключалась в учении Лао-цзы 老子 о Дао 道.
Истории, описанные в книге, основаны на даосских концепциях. Вселенная, по мнению Чжуан-цзы, беспрестанно естественным образом изменяется. Человек же, в силу своего мышления создает множество препятствий, которые отдаляют его от следования естественным переменам Вселенной. Переменам подвергаются все вещи, такие как соотношение большого и малого, полезного и бесполезного, хорошего и плохого и другие. В историях о мастерах своего дела изображаются качества, приобретаемые при верном приложении вектора сил в процессе человеческой деятельности. Чжуан-цзы считает важным достижение естественности для того, чтобы внутренняя природа человека пришла в соответствие с природой дао, при этом следует отказаться от социальных норм и обязательств. В книге фигурируют такие даосские категории как учение о пути-Дао 道, инь-ян 陰陽, субстанция цзин 精, дух-шэнь 神 и другие.