Шан-ян

Первое упоминание

Канон «Лин шу».

Классификация

Точка-исток (Металл) ручного ян-мин канала толстого кишечника.

Название

«Шан» — один из «пяти звуков» (пяти ступеней пентатоники); «ян» «Ян-канал». Звук «шан» соотносится с элементом Металл. Среди шести фу-органов к элементу Металл относится толстый кишечник. Ручной ян-мин канал толстого кишечника является Ян-каналом. Точка относится к ручному ян-мин каналу толстого кишечника, отсюда и название.

Другие названия

  • Цзюэ-яи

Локализация

На лучевой стороне указательного пальца руки, приблизительно на 0,1 цуня кнаружи от угла ногтя.

Функции

  1. Основной функцией точки Шан-ян GI.1 является охлаждение жара. Она часто используется при лечении различных заболеваний со свойствами жара. Обычно производится точечное укалывание с кровопусканием.
  2. Толстый кишечник относится к элементу Металл, точки-истоки каналов фу-органов также относятся к элементу Металл, поэтому Шан-ян GI.1 можно назвать «точкой-Металлом канала-Металла» или «Металлом в Металле», что свидетельствует о высокой эффективности точки при лечении болезней ручного ян-мин канала толстого кишечника.
  3. Точки-истоки часто используются при неотложной помощи. Шан-ян GI.1 — одна из важных точек, способствующих возвращению Ян, устранению аномального тока Ци, пробуждению жизненного духа Шэнь. Она часто используется при апоплексии, коме, солнечном ударе и других критических состояниях.
  4. Ручной ян-мин канал толстого кишечника проходит по шее. Кроме того, он имеет наружно-внутреннюю взаимосвязь с ручным тай-инь каналом легких, а легкие тесно связаны с горлом. Именно поэтому точку Шан-ян GI.1 можно использовать при лечении боли и отечности слизистой оболочки горла, отечности шеи.
  5. В манускриптах из кургана Мавандуй ручной ян-мин канал толстого кишечника описывается под названием «зубной сосуд» , так как входит в нижние зубы. Следовательно, многие точки этого канала эффективны при лечении болезней зубов. В частности, точку Шан-ян GI.1 можно использовать при зубной боли.
  6. Существует тесная связь между ручным ян-мин каналом толстого кишечника и ножным ян-мин каналом желудка, так как оба канала относятся к каналам типа ян-мин. Ножной ян-мин канал желудка начинается в точке Чэн-ци Е.1, расположенной в области глаза, далее опускается по щеке и пересекается с ручным ян-мин каналом толстого кишечника в точке Ин-сян GI.20. Таким образом, использование точки Шан-ян GI.1 при лечении некоторых болезней глаз (глаукома, бельмо, отеки под глазами) основано на принципе выбора точек на пораженном канале с учетом соотнесенности пар каналов со степенями Инь и Ян.

Показания

  • Болезни со свойствами жара: лихорадочные состояния без пота, сухость во рту.
  • Болезни ручного ян-мин канала толстого кишечника: зубная боль, боль и отечность слизистой оболочки горла, отечность области шеи, сухость во рту, боль в области плечевого сустава с иррадиацией в надключичную ямку, онемение пальцев.
  • Критические состояния: апоплексия, кома, солнечный удар.
  • Болезни горла и шеи: боль и отечность слизистой оболочки горла, отечность шеи.
  • Болезни зубов: зубная боль.
  • Болезни глаз: глаукома, бельмо, отеки под глазами.
  • Прочие болезни: шум в ушах, малярия, одышка.

Сочетание

  • Лихорадочные состояния без пота: Тянь-чжу V.10, Фэн-чи VB.20, Шан-ян GI.1, Гуань-чун ТR.1,Е-мэнь ТR.2.
  • Глаукома: Шан-ян GI.1, Цзюй-ляо Е.З, Шан-гуань VB.3, Чэн-гуан V.6, Тун-цзы-ляо VB.1, Ло-цюэУ.8.
  • Сухость во рту и на языке, непрохождение пищи: Дань-шу V.19, Шан-ян GI.1, Сяо-чан-шу V.27.
  • Боль нижних зубов: Ян-гу IG.5, Е-мэнь TR.2, Шан-ян GI.1, Эр-цзянь GI.2, Сы-ду TR.9.
  • Шум в ушах: Пянь-ли GI.6, Ян-си GI.5, Шан-ян GI.1, Ло-цюэ V.8, Вань-гу IG.4, Цянь-гу IG.2.
  • Бельмо: Гань-шу V.18, Мин-мэнь VG.4, Тун-цзы-ляо VB.1, Хэ-гу GI.4, Шан-ян GI.1.
  • Глаукома: Гань-шу V.18, Шан-ян GI.1 (если слева, — использовать справа, если справа, — использовать слева).
  • Лихорадочные состояния без пота: Шан-ян GI.1, Хэ-гу GI.4, Ян-гу IG.5, Ся-си VB.43, Ли-луй Е.45, Лао-гун МС.8, Вань-гу IG.4.
  • Одышка: Сань-цзянь GI.3, Шан-ян GI.1.
  • Апоплексия, потеря сознания: укалывание трехгранной иглой с кровопусканием Чжун-чун МС.9, Шао-шан Р.11, Шан-ян GI.1, Гуань-чун TR.1, Шао-цзэ IG.1.
  • Холодная малярия: Шан-ян GI.1, Тай-си R.3.
  • Апоплексия, кома: Шан-ян GI.1, Шуй-гоу VG.26, Бай-хуэй VG.20, Нэй-гуань МС.6, другие точки-истоки.
  • Боль и отечность слизистой оболочки горла: Шан-ян GI.1, Шао-шан Р.11, Хэ-гу GI.4.

Техника

Перпендикулярное укалывание на глубину 0,1 цуня или точечное укалывание с кровопусканием. Прижигание: 3 конуса.

Источники

П.В. Белоусов «Акупунктурные точки китайской чжэньцзю-терапии»

Древние даосы записывали знания о чудесных меридианах в трактаты, которые сохранились до наших дней, один из них называется Хуанди Нэйцзин.
Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте