Шан-цю

Первое упоминание

Канон «Лин шу».

Классификация

Точка-река (Металл) ножного тай-инь канала селезенки.

Название

«Шан» — один из «пяти звуков» китайской пентатоники; «цю» — «холм». Звук «шан» соотносится с элементом Металл. Среди пяти цзан-органов к элементу Металл относятся легкие. Холм — это скопление земли. Земля порождает Металл. Эта точка словно «озарена легкими», отсюда и название.

Другие названия

Локализация

Кпереди и книзу от медиальной лодыжки, в углублении между вершиной медиальной лодыжки и бугром ладьевидной кости.

Функции

  1. Шан-цю RP.5 — точка-река ножного тай-инь канала селезенки, ее можно использовать при лечении различных болезней селезенки, вызванных нарушением ее функции но транспортировке и трансформации питательных веществ, — урчания в животе, вздутия живота, запора, поноса, тошноты, рвоты.
  2. Селезенка управляет транспортировкой и трансформацией сырости, содействуя водному обмену. Ослабление этой функции селезенки часто приводит к различным нарушениям водного обмена, скоплению сырости и образованию патогенной флегмы. Укрепление Ци селезенки при помощи точек ножного тай-инь канала селезенки способствует нормализации водного обмена, устранению сырости и флегмы. Этим объясняется использование точки Шан-цю RP.5 при лечении отека лица, головной боли из-за скопления флегмы, тошноты, рвоты водянистым содержимым, желтухи из-за скопления сырости-жара.
  3. Шан-цю RP.5 — точка-река ножного тай-инь канала селезенки. Согласно записям в каноне «Нань цзин» (Канон трудностей), точки-реки можно использовать при лечении одышки и кашля. Основной причиной возникновения указанных болезней является повреждение легких из-за восприятия внешней патогенной Ци и скопления флегмы-сырости. Учитывая эффективность точек ножного тай-инь канала селезенки в устранении флегмы и сырости, Шан-цю RP.5 можно использовать при лечении коклюша, кашля и одышки.
  4. Ветвь ножного тай-инь канала селезенки отделяется в области желудка и входит в сердце, где соединяется с ручным шао-инь каналом сердца. Ослабление Ци селезенки может стать причиной нарушения функций сердца и расстройств жизненного духа Шэнь. Использование Шан-цю RP.5 может способствовать укреплению Ци селезенки, нормализации функций сердца и жизненного духа Шэнь при маниакальном состоянии, эпилепсии, склонности к веселью, ночных кошмарах, вялости и сонливости, подавленности настроения, частых тяжелых вздохах.
  5. Ножной тай-инь канал селезенки, к которому относится точка Шан-цю RP.5, поднимается к корню языка, распространяется под языком. Этим объясняется эффективность использования некоторых точек канала селезенки, включая Шан-цю RP.5, при лечении скованности и боли корня языка.

Показания

  • Болезни селезенки: урчание в животе, вздутие живота, запор, понос, тошнота, рвота.
  • Болезни ножного тай-инь канала селезенки: скованность и боль корня языка, вздутие живота, рвота, понос, желтуха, боль в стопе, боль и отек в области медиальной лодыжки, боль по внутренней поверхности бедра.
  • Болезни водного обмена: отек лица, головная боль из-за скопления флегмы, тошнота, рвота водянистым содержимым, желтуха из-за скопления сырости-жара.
  • Болезни легких: коклюш, кашель, одышка.
  • Болезни сердца и расстройства жизненного духа Шэнь: маниакальное состояние, эпилепсия, склонность к немотивированному веселью, ночные кошмары, вялость и сонливость, подавленность настроения, частые тяжелые вздохи.
  • Прочие болезни: женское бесплодие, грыжа,геморрой.

Сочетание

  • Болезни селезенки: седатация в Шан-цю RP.5, стимуляция в Да-ду RP.2 (метод «стимуляции „матери» и седатации „сына»»).
  • Геморрой: Шан-цю RP.5, Фу-лю R.7.
  • Рвота: Шан-цю RP.5, Ю-мэнь R.21, Фу-тун-гу R.20.
  • Женское бесплодие: Шан-цю RP.5, Чжун-цзи VC.3.
  • Рвота: Бай-хуэй VG.20, Цюй-цзэ МС.З, Цзянь-ши МС.5, Лао-гун МС.8, Шан-цю RP.5.
  • Тошнота: прижигание Вэй-шу V.21, Ю-мэнь R.21, Шан-цю RP.5, Чжун-фу Р.1, Ши-мэнь VC.5, Гэ-шу V.17, Си-ян-гуань VB.33.
  • Холод и жар в животе: Шао-чун С.9, Шан-цю RP.5, Тай-чун F.3, Син-цзянь F.2, Сань-инь-цзяо RP.6, Инь-бай RP.1, Инь-лин-цюань RP.9.
  • Аномальное поднятие Ци: Чи-цзэ Р.5, Шан-цю RP.5, Тай-бай RP.3, Сань-инь-цзяо RP.6.
  • Боль в области тыльной поверхности стопы: Цю-сюй VB.40, Цзе-си Е.41, Шан-цю RP.5.
  • Боль в стопе: Шан-цю RP.5, Цзе-си Е.41, Цю-сюй VB.40.
  • Боль в нижних конечностях: Шан-цю RP.5, Ди-у-хуэй VB.42, Цзу-цяо-инь VB.44, Тяо-коу E.38.
  • Коклюш: Шан-цю RP.5, Хэ-гу GI.4, Цюй-чи GI.11.
  • Понос: Шан-цю RP.5, Тянь-шу Е.25, Гуань-юань VC.4, Цзу-сань-ли Е.36, Сань-инь-цзяо RP.6.

Техника

Перпендикулярное укалывание на глубину 0,2—0,3 цуня. Также можно производить горизонтальное пронизывание к точке Цзе-си Е.41 на глубину 1 — 1,5 цуня. Прижигание: 1—3 конуса или 4—15 минут мокса-сигаретой.

Источники

П.В. Белоусов «Акупунктурные точки китайской чжэньцзю-терапии»

Свойства меридианов и точек, в том числе точки Шан-цю, разбираются на курсе Хуандинэйцзин, идет набор.
Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте